СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть I. - 4

Второе поколение: проблематика будущего, рожденная глобальной технологической взаимной зависимостью

Более тридцати лет назад ведущие ученые работали преимущественно в академических учреждениях и иного выбора у них не было. В 60-е годы наметился переворот во взаимоотношениях интеллектуальных кадров и военно-политических, правительственных кругов. К этому времени опыт корпорации "Рэнд" показал, что между военной и гражданской исследовательской организацией не существует полного совпадения интересов, подходов и взглядов на актуальные вопросы развития общества. Также четко обозначился и был обнародован вакуум новых концепций и ориентиров для публичной политики и для нации в целом. Аналогичная ситуация существовала в мире, зажатом между двумя враждующими блоками. К тому же все заметнее начали подниматься ростки того, что сегодня называют глобальными проблемами, мондиализацией, интернационализацией, международной интеграцией. На этой волне у обществоведов и исследователей появилось новое дыхание. И фабрики мысли стали новым инструментом для их активного вовлечения в решение практических долгосрочных проблем общественно-политического развития.

Хотя развод "Рэнд" с военными тесно связан с этими условиями и изменениями конъюнктуры, тем не менее, корпорация так и не смогла выйти за рамки военно-политических систем отношений. "Рэнд" в своей работе оставалась больше государственной, чем частной, гражданской организацией. В результате "Рэнд" практически уступила инициативу в области организации интеллектуального труда новым чисто гражданским и частным организациям типа Брукингского института (Brookings Institution). В то же время, заметной стала работа именно институтов, вышедших из недр корпорации "Рэнд", - Гудзоновского института и Института будущего. Они, вместе с целой волной фабрик мысли нового типа, стали первопроходцами новой технологии ведения дел в американской публичной политике. Большое количество ученых мигрировали в Вашингтон из разных академических уголков страны. Их переход в столицу связан с желанием приобщиться к публичной политике, быть причастными к ее развитию. По сути, именно с этого периода следует начинать отсчет этапа возникновения независимой практики исследования публичной политики.

Характерной чертой работы фабрик мысли этого периода стало производство глобальных идеологий, футурологических работ, основанных на долгосрочном глобальном прогнозировании. Наиболее известными представителями этой плеяды в Советском Союзе были так называемые футурологические институты - Римский клуб, Институт будущего, Гудзоновский институт.

Гудзоновский институт (Hudson Institute)

Созданный 20 июля 1961 года "поздним" Германом Каном и расположенный в Индианаполисе, Гудзоновский институт является неприбыльной, неангажированной организацией, где работают около 70 исследователей и сотрудников. Создатели института ориентировались на формирование исследовательского института, занимающегося осмыслением будущего с противоречивой (contrarian) точки зрения. Гудзоновский институт не придерживается определенной идеологии или политической позиции в своих исследованиях. Однако в целом его взгляд на конвенциональное мышление (мнения) и роль технологии в прогрессе человечества содержит определенную долю скептицизма. В то же время, будучи институтом исследования будущего, он использует подходы, отличающиеся осторожным оптимизмом в решении проблем, в частности, в отношении возможностей решения завтрашних проблем уже сегодня. Институт верен принципам индивидуальных и институциональных свобод (учреждений и организаций) и всячески подчеркивает значимость религии, культуры и ценностей в делах гуманитарных и человеческих.

С 1961 по 1983 год руководители института активно содействовали интеллектуальному обмену и анализу с перспективой и проблематикой будущего.

В отличие от многих публично-политических учреждений, Гудзоновский институт одинаково компетентен в вопросах как внутренней, так и внешней политики. Таким образом, Институт занимается исследованием публичной политики с целью прогнозирования тенденций развития и разработки решений для правительства, деловых кругов и широкой общественности. Он исследует вопросы экономики, национальной безопасности, международных отношений, а также проблемы, с которыми США и мир в целом будут сталкиваться в будущем.

Гудзоновский институт отстаивает и внедряет практический подход к исследованию публичной политики. Поэтому он активно ведет свои исследования на местах, ассистируя представителей различных отраслей и учреждений.

Состав и структура Гудзоновского института

Основными источниками финансирования исследований и проектов института являются гранты и донорские средства от американских и международных компаний, а также от индивидуальных вкладчиков. В 1997 году адресные и безадресные гранты и донорские средства составляли 92% поступлений института. При этом 85% средств предназначены непосредственно для поддержки исследований публичной политики (см. Схему 2).

Институт будущего (Institute for the Future)13

Институт будущего - неприбыльная, прикладная исследовательская и консалтинговая фирма, работающая над постижением сути экономических, технологических и общественных изменений, их внутренних и глобальных долгосрочных последствий.

Созданный в 1968 году, институт разрабатывает прогнозы и инструментарии поведения, необходимые представителям деловых и государственных кругов, зарубежным заказчикам в процессе принятия решений.

Под эгидой института работает целый ряд корпоративных членских и штучных (индивидуализированных) консалтинговых программ. Эти программы помогают клиентам систематически осмыслить будущее; идентифицировать социально-экономические тенденции и просчитывать их долгосрочные эффекты; понимать глобальный рынок; идентифицировать перспективные потенциальные рынки в мире; проследить последствия возникновения новых технологий для бизнеса и общества; мобилизовать экспертные оценки и ресурсные данные; предлагать свое независимое видение глобальной картины мира; облегчить процесс стратегического планирования.

Среди клиентов института числятся компании, входящие в список Fortune 500, общественные и частные фонды, американские и зарубежные транснациональные корпорации, малые и средние предприятия, государственные структуры и агентства, неприбыльные организации.

Работы института подразделяются на 4 основных категории: прогнозирование и стратегическое планирование; восходящие информационные технологии; направления развития системы здравоохранения; программы для государственного сектора (см. Схему 3).

Разработка глобальных концепций и идеологий стала необходимым условием перехода на новый тип развития общества. Теперь, вооруженные видением долгосрочных перспектив и получив инструментарии долгосрочной ориентации и анализа текущей политики, фабрики мысли смогли более активно вмешиваться в политическое действо, в течение публичной политики. В этом, прежде всего, заслуга корпорации "Рэнд" и ее ответвлений. Они подготовили следующий, поистине революционный этап развития фабрик мысли и публичной политики.

Суть этой революции резюмируется в следующих пунктах: публичная политика как сфера чисто гражданских интересов самоопределилась и отделилась от военной и аппаратно-государственной сферы; содержанием начавшейся консервативной революции стала практическая реализация идеалов либерализма и рыночной экономики; она стала реакцией на господство либерально-демократической политической практики и широкое вмешательство государства в общественно-экономическую жизнь; определился новый характер поведения интеллектуального труда и фабрик мысли, выраженный в формуле "адвокатское действие".

60-70-е годы - период, когда стали доминировать либеральные фабрики мысли, - Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute), Центр стратегических и международных исследований при университете Дждорджтаун (the Center for Strategic and International Studies at Georgetown University) и Брукингский институт (Brookings Institution).

Появление новых фабрик мысли консервативной ориентации во многом было обусловлено стремлением противодействовать господству либерально-демократической практики.