"ГРАЖДАНСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ" (часть - 1)

Я долго сомневался, прежде чем решиться опубликовать эту работу. И дело вовсе не в том, что в ней содержаться такие уж оригинальные мысли. Дело в том, что это студенческая работа, скорее даже реферат с некоторыми вольными раздумьями. Однако я хотел бы просто показать не только, что "вот мы или я происходим из этой плеяды людей", но более того, что мы не всегда знаем, от кого происходим. И тем более этого не знают другие.

Тем не менее здесь я только поставлю вопросы, на которые ответить пока не могу. Почему крупнейшие представители русской философии двадцатого века учились и были связаны с Киевом и Киевским университетом? Почему они вынуждены были куда-либо уезжать после учебы? Почему слишком часто мы должны делать вид, что эти люди не принадлежат к украинской культуре только потому, что они не писали по-украински? Могу ли я относить себя к этой школе точно также, как это делает какой-либо философ из России? И если могу, то насколько их философия ближе мне, не только по месту своего происхождения (как это можно сказать в случае с самопознанием Бердяева или мотивами Булгакова), но и по духу, по проблематике, по личной живой связи поколений? И если мы нынче переживаем подобное время, то что нужно сделать, чтобы вполне позволить себе быть принадлежащим к этой школе, а не к русской или украинской культуре - принадлежать к той школе, которая восходит к Киевской Руси? Могу ли я считать себя Гражданином Киевской Руси и притом неславянином?

Этот последний вопрос появляется не из праздного размышления. Он возникает из внутреннего для себя ответственности отнесения к гражданству как представительству гражданского общества, а не государству, как представительству людей определенных традиций, а не культуры. Это означает отнесение себя к людям, точно также в свое для них время относивших себя не к территории или языку, но к традиции, идущей более вглубь, нежели сама Киевская Русь.

Дело не в некотором идеологическом противостоянии чему бы то ни было, но именно в отнесении, причислении, обнаружении себя внутри некоторой школы, внутри некоторой традиции, более описываемой не какими-то правилами, но повторяющимся тяготением людей друг к другу сквозь время и через пространства.

Тем не менее вопросы остаются. И если бы я знал ответы на эти вопросы, то не публиковал бы данную студенческую работу...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ФИЛООСОФИЯ И КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
"А то, что духом времени зовут,
Есть дух профессоров и их понятий,
Который эти господа некстати
за истинную древность выдают..."

(И.В.Гете "Фауст", часть 1, пер. Е.Б.Пастернака.)
"Порвалась, дней связующая нить..."

(В.Шекспир "Гамлет", акт 1, сцена 5, пер. Е.Б.Пастернака.)

В порыве очередной научной перестройки и упоении всезахватывающей борьбой попытаемся высказать мысль, что общество живо не только своими революциями, но и преемственностью поколений.

Преемственность - это связь поколений, прослеживаемая в различных областях человеческой деятельности, непосредственные отношения людей по поводу общей работы; а также передача жизненного опыта и сохранение традиций, обеспечивающих непрерывность развития общества.

Бывает, наступают времена, когда весь смысл преемственности состоит в сохранении в консервированном виде культуры предыдущих поколений. Но если такие периоды длятся слишком долго, происходит утрата культуры, ибо культура сохраняется в ее развитии.

Главная мысль, которую хотелось бы здесь высказать, заключается в том, что культура содержится не только в вещественном виде, но в основном в виде способностей, удерживаемых определенными частями общества.

Особенно это имеет значение, когда речь идет о такой сфере как наука и искусство. Во-первых, наука творится и передается живыми людьми, даже если достаточно книг для передачи знания. Во-вторых, речь идет о профессиональном занятии наукой, а значит о тех людях, кто посвящает ей свою жизнь. В-третьих, для того, чтобы творить науку, необходимо освоение всей культуры. Поэтому при всяких скачках в истории, когда нарушается преемственность, страдает, прежде всего, наука.

3аявленная тема: проблема преемственности, философия и Киевский университет, находится на стыке многих наук (история, философия, педагогика). Нас здесь интересует прежде всего эта тема, а не ее принадлежность к какой-то области, Наш интерес укоренен в день сегодняшний, наша задача поставить некоторые вопросы, ретроспективно оглядываясь на прожитые в стенах университета годы.

Однако литература по этой теме столь малочисленна, система библиографического поиска наших библиотек столь несовершенна, что ни о каких таких своих мыслях в этой работе речи идти не может, а лишь об отдельных источниках.

3десь мы преемственность связываем с появлением университетов. Существовавшие до этого научные традиции не были прочны в истории. Конечно система наук родилась в пределах религии, преподавалась в стенах религиозных институтов. Просвещение церкви было религиозным просвещением, наука там присутствовала не необходимо, случайно. Систематическое занятие профессиональной научной деятельностью, профессиональная система обучения, наличие научных школ было там невозможно.

При составлении материала использовались материалы с женского портала koketka.by .