"ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ" (часть - 6)

Главной задачей стратегического доклада является анализ происходящего с точки зрения перспективы, выделения в нем узловых точек и приоритетных направлений, активно развивая которые мы можем достичь прогнозируемой перспективы. Стратег неизменно задается вопросом: в чем смысл происходящего, какова имеется перспектива в целом, и насколько перспективны те или иные направления, на чем следует сосредоточить внимание, усилия и ресурсы, чтобы текущая ситуация поддавалась контролю и управлению в долгосрочной перспективе. Основным в описании стратегии является целостный характер проектирования ситуации будущего путем выделение для анализа немногих узловых точек текущей ситуации и формирования нескольких приоритетов, которые позволят изменить наличную ситуацию к лучшему в целом.

Стратегический доклад не имеет ничего общего с докладом за отчетный период (отчетным докладом), и имеет мало общего с аналитическим докладом (с анализом социально-экономической ситуации). Что касается анализа текущей ситуации (у нас, как правило, употребляют "анализ социально-экономической ситуации"), то главный недостаток такого рода доклада при планировании это наложение имеющихся краткосрочных характеристик текущей ситуации на проектируемую ситуацию. При таком анализе рассматривая всякое действие руководства в имеющейся ситуации, приходят к выводу о его недостаточности, требуют большего финансирования и призывают "углубить", "усилить", "поддержать" и т.д. вместо того, чтобы проанализировать, а насколько вообще действия были адекватны ситуации с точки зрения поставленной цели. Аналитические доклады о социально-экономической ситуации годятся только для краткосрочного планирования, в то время, как краткосрочное планирование должно осуществляться после и на основе долгосрочного стратегического планирования.

Стратегический доклад строится на результатах предварительного анализа текущей ситуации. Целью предварительного анализа имеющейся ситуации является сформировать видение текущей ситуации с точки зрения прогнозируемой перспективы. Затем на полученных выводах из такого анализа строится повторное изложение имеющейся ситуации, которое охватывает уже не все, но лишь некоторые аспекты текущей ситуации, которые в результате предварительного анализа были оценены как имеющие перспективу. Затем происходит проектное планирование уже целостной ситуации, где названные приоритеты используются как узловые звенья для управления всей ситуацией. Именно такая технология дает нам возможность сказать, что не всегда стратегическое значение имеет экономическая ситуация в целом, или что не всегда для достижения стратегических целей экономические инструменты являются самыми важными.

Таким образом, повторим основные шаги стратегического планирования:

- предварительный анализ ситуации и выделение узловых точек и приоритетов;

- повторное описание ситуации через характеристику узловых точек и приоритетов, уделяя внимание их связи с остальными неприоритетными аспектами;

- перспективное планирование целостной ситуации через работу в приоритетных направления и узловых областях и сферах.

- управление ресурсами (ресурсный анализ, распределение ресурсов и планирование производства недостающих ресурсов).

Таковы вкратце основные подходы к государственной стратегии.