КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ (часть - 12)

Остается отметить специфический характер коммуникационной стратегии для государственной политики в целом. Конвенция как коммуникационная стратегия и конкретная конвенция - разные стороны стратегического планирования в государстве. Первая - общий принцип коммуникации в государстве, вторая - принцип работы с будущим на уровне государственного управления. В то же время, стратегическое планирование оказывается возможным лишь внутри конвенциональной коммуникационной стратегии, если речь идет о государственной стратегии. Подвижная или перезаключаемая конвенция - развитая относительно конвенциональной коммуникационной стратегии и публичной политики концепция общественного договора Руссо. Сам общественный договор не совпадает с конституцией или кодексом всех законов, а представляет собой подвижную конвенцию, куда входит атмосфера доверия в обществе (Фукуяма), публичные дискуссии масс-медиа, публичная политика групп интересов и т.д. Таким образом, стратегия или программа является важным элементом подвижной и непрерывно перезаключаемой конвенции.



1 С позиции 2005 года можно осторожно констатировать, что эти разногласия проявились не только между московской и киевской школами, но и между российской и украинской элитой в ходе социальных преобразований в их странах вообще. Вернуться

2 Г. П. Щедровицкий "Смысл и значение", Избранные труды - М.: Шк. Культ. Полит., 1995 Вернуться

3 Юрген Хабермас, "Коммуникативное действие и дискурс" Вернуться

4 Отсюда различие между понятиями "коммуникационный", относящийся к коммуникации вообще, и "коммуникативный", непосредственно вступивший или находящийся в коммуникации. Посланный текст коммуникационен, сообщенный текст коммуникативен. В настоящей работе эти различия используются, и там, где происходит замена одного понятия на другое, это значимо. Вернуться

5 Карл-Отто Апель "Обоснование этики ответственности". Вернуться

6 Карл Ясперс "Коммуникация". Вернуться

7 Ср. это же положение у Хабермаса - "только в дискурсе можно получить ответ, что препятствует взаимодействию" (там же). Вернуться

8 См. аналитический доклад "Современные фабрики мысли", АГТ, 1998, глава "Инструменты и технологии фабрик мысли". Вернуться

9 Справедливости ради отметим, что реальный процесс консультации намного сложнее. Сначала пишется собственно консультационный текст (проблематизация, консуальтационные позиции: "традиционно делают" - "мы предлагаем иначе", и только затем излагается коммуникационная драматургия. В реальном процессе консультирования коммуникативная драматургия излагается консультантом дважды: в собственно консультационном внутреннем тексте и в отдельном - имиджевом тексте клиента, который публикутеся затем от имени клиента. Вернуться

10 Мераб Мамардашвили "Классический и неклассический идеал рациональности", в книге "Необходимость себя", М.: 1996, изд. "Лабиринт". 

11 Технологии такого производства были раскрыты в работе "Увлекающие технологии". 

12 Жан Жак Руссо "Об общественном договоре", М.: 1998, "Кано-пресс-Ц" - "Об общественном договоре, или принципы политического права". 

13 Элементы сценария развития описаны в работе "Инструменты и технологии фабрик мысли" из аналитического доклада Агентства гуманитарных технологий. 


Сергей Дацюк