ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ(часть - 3)

Пространство коммуникации
Самой большой тайной любого общества явлются вовсе не интриги и не преступления властьимущих, но способность удерживать равновесие и компромисс между личными, корпоративными и государственным интересами в условии разносубъектной деятельности в направлении перспективы. Чем меньшими потерями достигается это равновесие и этот компромисс в условиях, когда каждый в отдельности, каждая корпорация, каждый институт и государство в целом пытаются раньше других оторвать часть перспективного пространства (ниши, места, рынки и т.п.), тем перспективнее сама перспектива. Таким образом нужна не просто перспектива, а перспектива для всех, и перспектива для всех не в будущем, а перспектива для всех в каждую минуту движения к ней.

Каждая группа влияния на реальную политику заявляет сегодня, что именно она является представителем всеобщего интереса. Однако то, что этот представляемый любой из них интерес не является всеобщим, доказывается сохранением их участия в закрытом и суженном пространстве коммуникации. И наоборот, публичная политика, профессиональный режим выработки, продвижения и принятия решенй в условиях открытого обсуждения этих решений на каждом из этих этапов - вот отличительные характеристики той силы, которая будет представлять всеобщий интерес.

С точки зрения содержания управления такое влияние может осуществляться двумя типами управления поведением - рефлексивное управление (без ведома управляемого) и стратегическое управление (с ведома управляемого). И тот и другой тип управления сохраняется в любой системе коммуникации, однако в открытой системе стратегическое управление преобладает. Собственно поэтому выработка стратегии есть не просто создание перспективы в качестве идеологии, но в то же время и конвенциональное структурирование своих намерений, которые уже сами по себе будучи заявленными значительно изменяют ситуацию и делают общество более перспективным, нежели когда такие намерения не высказываются.

Перспектива же никогда не существует в виде отдаленной перспективы. Перспектива всегда должна быть этапирована, распределена на периоды, что предполагает этапную верификацию и ответственность власти за каждый этап. Сегодняшнее общество вправе заявить нашей элите: ребята, если нет перспективы для нас, здесь и сейчас, то ее нет и в будущем, то ее нет и для вас. Можно простить выкрутасы с ваучерами и трастами, но нельзя простить постоянное надругательство над здравым смыслом, открытое издевательство и насилие над природой этого народа.

Нынешнюю власть при имеющихся технологиях можно разогнать месяца за два-три. Но проблема однако в том, что следующий состав, который может прийти им на смену, точно такой же малопрофессиональный и точно также будет поддерживать закрытую коммуникацию, непубличную политику, интриганский способ принятия исполнительных решений и законов. Поэтому если говорить о том, что у нас есть возможность через 2-3-4-5 лет обрести некоторую перспективу, то это значит, что уже сегодня мы должны готовить профессионалов на всех уровнях: проектный менеджмент, стратегическое планирование, финансовый анализ и анализ фондового рынка, международное, контституционное, муниципальное право и т.д. Необходимо уже сейчас обеспечить внутренню коммуникацию (личное общение, семинары, конференции, статьи и выступления в СМИ), которая бы позволяла формировать новое поколение, думающее о перспективе.

Итак, кто же собирается влиять, о чьем влиянии мы говорим? Мы говорим не о кто, а о что... Мы говорим о влиянии открытой коммуникации, создаваемой нами, на все закрытые системы, системы государственные, институциональные, властные, равно как и на рождающиеся сегодня корпорации. Сегодня власть не просто лишает свободы выбора, осуществляя диктат и подчиняя действия другого. Власть организует несимметричную циркуляцию входящей и исходящей вертикальной информации и закрытые пространства от пересечения уровней компетенции горизонтальной информации. Мы же создаем пространство коммуникации, в котором упраздняем несимметричность и закрытость. В открытом пространстве коммуникации мы должны говорить не о политике осуществления давления, но о политике осуществления влияния, точнее о взаимовлиянии.

Открытая и симметричная коммуникация представляет собой Сеть, где симметричность означает отсутствие центра и периферии, а открытость означает отсутствие закрытых зон с определенной и ограниченной конмпетентностью, где информационная компетенция каждого участника и каждой условно выделенной зоны равны, не подчинены друг другу, а каждая из зон связана с любой другой напрямую вне какой-либо иерархии. Поэтому влияние оказывается не только влиянием со стороны власти, но и влиянием на саму власть.

Нынешняя ситуация мировой коммуникации видится нами как постепенный переход от доминирующего влияния государств к доминирующему влиянию крупных корпораций. Следующий этап открытия коммуникации предполагает упразднение доминирования влияния корпораций как и вообще какого-либо доминирования. Корпорации неизбежно вынуждены будут столкнуться с миллионами частных инициатив, которые сведут на нет доминирующее влияние корпораций, заменив его сетью взаимовлияния.

Поэтому первейшим и мощнейшим инструментом взаимного и равного влияния есть открытая и симметричная коммуникация. Это влияние по своей силе и мощи несоизмеримо ни с чем. Власть, защищая свой принцип коммуникации, вполне возможно будет сопротивляться втягиванию себя в открытое пространство коммуникации. Но чем больше она будет сопротивляться, тем больше она будет компрометировать себя и тем больше она будет обречена ввергаться в это неестественное для нее пространство. Гипотеза открытости состоит в том, что Сеть быстрее открывает и распространяет информацию, нежели власть ее закрывает или ограничивает ее распространение. На таком опережающем действии участников Сети, говоря метафорически - сетевом заговоре - основывается влияние Сети.