Культура → Русская баня  4-10-2010, 13:02

картинки Баня возникла задолго до славян. Геродот писал, что древние скифы, жившие в старые време­на приблизительно V-I столетия до н.э., уже имели бани. Из летописей известно, что они вполне частенько посещали своеобразную походную баню, которая была лечебной, гигиенической и косметичес­кой процедурой а так же помогала расслабится и отдохнуть. Они соединяли за компанию ряд жердей, покрывали их войлоком, а внутри были раскаленные камнями. На камни скифы бросали конопляное семя, от которого сразу исходил ароматный пар. люди при прибывании в шалаше  не только лишь обильно потели, но еще и вдыхали насыщенный целебной парой воздух. Геродот подчеркивает: "Ни одна эллинская баня не сравниться с баней скифской." Скифские женщины, более того, перед баней расти­рали на шероховатом камне небольшие куски коры и кипариса, хвои кедра, и иные растения ароматические. В эту смесь подливали воду так, чтоб возникла густая паста с достаточно приятным запахом.

Вот на Руси I-е про баню в документальных содержаниях , таких как "Повести временных лет". К нам дошедшая последняя ре­дакция , что относится к 1113 г. составленная Нестором который был монахом Киево-Печерского монастыря. Из текстов Нестора можно было прочесть, что задолго до XII столетия баня на Руси была совершенно нормальным и постоянным заведением.
Византийский историк Прокопий Кесарийский, что жил в V ве­ке н. э., пишет, что баня сопровождала старинных славян по жизни тут их омывали в день рождения, на свадьбу и после смерти. "И не имеют они купален, однако устраивают себе деревянный дом и законопачива­ют щели его мхом зеленым. В одном из углов дома мастерят очаг из камней, а под потолком, открывают окошко что бы выходил дым. В доме вечно есть емкость для воды, которой поливают рас­калившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. Каждый держал связку сухих ветвей, которой, махая кругом тела, приводят в движе­ние воздух, притягивая его к себе... Что то очень похожее есть в сауне на кутузовской . И тогда поры открываются. В летописях Х-ХП вв. зачастую упоминается о банях на Руси. Хотя в те далекие времена наши предки их называли по-собственному : мовь , мовница , мыльня, мовня , влазня и др..

Ни одна баня в истории не описана иностранцами в такой степени детально, как российская. В древние времена говорить о ней считали собственным долгом чуть ли не все мастера русского слова. Путешественники из  Европы, а потом и корреспонденты, попадая в Россию, для них баня была одной из основных составляющих отечественной экзотики. Описывая свои впечат­ления на Западе, приезжие европейцы способствовали тому, что образроссийских неразрывно связывался с любовью к парилке.

В начале XVII столетия германский исследователь Адамус Алеариус (Олеарий) побывал в РФ и оставил свое свидетельство о поразившей его народ­ной русской бане: "В РФ нет ни единого города, ни одной деревни, где не было парных бань. Русские имеют возможность выносить чрезвычай­ный жар. Ложась на банных полках, скажут себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог вынести. От подобного жару русские делаются алые и обливаются холодной во­дой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, буд­то мылом, и позже опять входят в жаркую баню. Подобная перемена проти­воположных действий благоприятствует их здоровью"

Алеариус в книжке "Рассказы о персидском путешествии" писал про то как был поражен, когда случайно заглянул в одну из социальных бань в Астрахани: представители сильного пола и дамы находились в бане совместно и только не­которые их них прикрывались вениками. Основная масса же чувствова­ло себя полностью свободно.

На самом деле, долгое время баня не была строго разделена на муж. и жен. В социальных банях парились все за компанию, несмотря на пол и возраст. Впервыераспределить мужскую и женскую бани по были предприняты при Ива­не Грозном. Побывав в Пскове, правитель очень разгневался и созвал церковный совет. Он своими глазами увидел неприятную картину: в псковской социальной бане парились и выбегали полностью раздетыми на улицу не только только жители города - представители сильного пола и дамы разного воз­раста , а еще  монахи и монашки. В итоге последним за­претилипосещать баню за компанию с противоположным  полом.   Обычно семьи в ба­нях мылись все вместе, при этом представители сильного пола и дамы находи­лись совместно. Хотя, и в социальных банях люди всяко­го возраста и пола к тому же парились совместно, истина, дамы на одной половине, а представители сильного пола - на иной. Только Екатерина II своим спец. ука­зом наказом всенепременно создавать при социальной бане отдель­ное помещение для леди, куда нельзя было входить мальчикам стар­ше 7 лет. Но в указ разрешалось входить на женскую половину служителям бани, врачам и художни­кам, и их ученикам, дабы они неустанно совершенствовали свое мастерство и искусство при помощи изучения живой натуры.

Петр I при возведении Петербурга разрешил создавать в новом горо­де бани всем и без всяких ограничений, в т.ч., за строительство бани в Санкт-петербурге не было нужно платить пошлину, как в иных местах РФ! Позже Петр учредил специальную банную канцелярию, в ведении которой находились бани Петербурга. Вход был не дорогой, чтоб  любой желающий, даже наиболее бедный, мог посетить баню без ущерба для собственного кошелька. Сейчас есть очень замечательная Московская баня сауна на проспекте мира .

Было 3 разных вида русской бани: "по-черному", или курна , "по-белому", и  лазня . Бани традиционно строились на берегу водоема, озера или, по крайней мере, рядом от колодца.
Баня "по-черному" это самая древняя, в ней не было дымохода, ее сте­ны были сильно закопчены, так ее и  наименовали. Она имела вид маленькой избушки с достаточно низким потолком, разделенную на 2 комнаты. В I-ой комнате устраивался предбанник, то есть, ставились 1-2 лавки, вешался крюк для одеж­ды. II-ая комната отводилась под парную. В парной находились: полка, печи и огромной бочки с водой. Пол зачастую устилали хвойными ветками или соломой.