СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть III. - 6

Почему фабрики мысли располагают политиков к себе

В последнее десятилетие наблюдается тенденция, когда президентом Америки становился политик, не разбирающийся во внешней политике. Такими были Джим Картер, Рональд Рейган и Билл Клинтон. Они восполняли эту свою слабость в разной степени, поручая тем или иным группам фабрик мысли разработку своей внешнеполитической линии. Эта ситуация особенно стало заметной во время правления Билла Клинтона.

На Джима Картера работали такие вашингтонские фабрики мысли как Трехсторонняя комиссия (the Trilateral Commission), Брукингский институт (the Brookings Institution) и Деловой круглый стол (the Business Roundtable). В своей автобиографии Джимми Картер особо отметил Трехстороннюю комиссию: "Комиссия предоставила мне великолепную возможность поучиться, а многие ее члены мне помогали в моих исследованиях внешней политики".

Рональд Рейган подчеркнул роль некоторых фабрик мысли и своей администрации в своей победе на президентских выборах 1980 года. Сам президент Рейган и его окружение обильно цитировали такие фабрики мысли как Hoover Institution, Heritage Foundation, American Enterprise Institute (AEI), The Committee on the Present Danger. Правда, в разное время своего пребывания у власти сам президент Рейган по-разному оценивал вклад этих фабрик мысли в свою работу.

Президент Клинтон однозначно указывает на то, что именно Progressive Policy Institute (PPI), аналитический филиал Democratic Leadership Council, разработала его предвыборную программу под названием "Mandate for Change"; отметим, что Клинтон возглавлял этот Совет в 1990-1991 годах.

Предпочтение, которое правительство США отдавало тем или иным фабрикам мысли, соответственно и успех, которым пользовались эти фабрики мысли у правительства, объясняется близостью их взглядов на политику - идеологических и мировоззренческих. В то же время нельзя не заметить, что успех фабрик мысли в более долгосрочный период больше зависит от использования целого ряда хорошо отработанных стратегий, чем от идеологической совместимости с властью.

Таким образом, фабрики мысли располагают политиков к себе по трем основным причинам.

1. В отличие от преподавателей университетов, которые перманентно ведут какие-то эзотерические исследования, без особой связи с реальной политикой, экспертная работа фабрик мысли имеет прямой выход на актуальные вопросы политики, интересующие избранных политиков. Фабрики мысли выполняют своего рода просветительскую функцию для политиков.

2. Фабрики мысли, особенно идеологически ориентированные, предоставляют дополнительную интеллектуальную подпитку, а также содействуют продвижению политических платформ кандидатов на политический пост или действующих государственных деятелей.

3. Некоторые авторитетные фабрики мысли могут предоставлять к услугам публичных политиков высококвалифицированных и талантливых ученых, отставных и отслуживших государственных деятелей, и к тому же могут служить уютным и престижным убежищем для высокопоставленных государственных деятелей после ухода с активной государственной деятельности.

Как завоевывать доверие в публичной политике?

Немногие из более чем 1200 фабрик мысли США, вопреки их общей привлекательности, успели отметиться в высоких политических кругах страны. Чаще всех цитируются в средствах массовой информации такие гранды как Brookings Institution, Council on Foreign Relations, Carnegie Endowment for International Peace, American Enterprise Institute, Rand, Heritage Foundation. Однако эти организации репрезентируют далеко не типичную американскую фабрику мысли и их ученые не являются типичными представителями сообщества таких фабрик.

В той или иной мере, все крупные фабрики мысли, которые добились авторитета у государственных структур США, придерживаются следующих принципов поведения:

Они участвуют в открытых публичных форумах и конференциях, где обсуждаются политически значимые вопросы, и всячески приветствуют лекторскую, академическую деятельность своих ученых в университетах, клубах и других гражданских учреждениях. Многие из этих лекций передаются по спутниковому телевидению.

Ученые от фабрик мысли также выступают на слушаниях конгресса (дают свидетельства и показания), перед комитетами и подкомитетами и часто публикуют статьи в открытой прессе, центральных американских и международных изданиях. Нередки случаи, когда фабрики мысли нанимают анонимного писателя для написания статьи от имени своих занятых ученых.

Фабрики мысли также активно добиваются доступа в эфирные средства массовой информации, особенно в сетевые средства новостей, а также участия в политических ток-шоу. Как правило, эти передачи затем помешаются на Веб-страницах институтов. Сегодня десятки фабрик мысли создали свои Веб-страницы в Интернете, где размешаются, среди прочего, фотографии ученых, информация о последних их публикациях и выступлениях.

При случае американцы имеют возможность приобрести аудио- и видеокассеты с выступлением ведущих политических аналитиков Фонда наследия и Института Като. Эти фабрики мысли не стесняются привлечь к пропагандистской работе известных артистов эстрады и юмористов. Результаты такой популяризаторской работы высоко оценены политиками. По словам нового спикера палата Newt Gingrich "ежемесячный брифинг на кассетах, выпускаемый Наследием, обеспечивает месячную дозу консервативного здравого смысла. И он заставляет задумываться, как можно было раньше обойтись без него". Для остальной части общественности и политиков, которые могут обойтись без этих записей, копии публикаций института всегда можно получить у фабрики мысли.

В зависимости от своих финансовых ресурсов и талантов своих сотрудников, фабрики мысли могут выпускать самые разнообразные публикации: от книг, журналов, буклетов и обзоров новых идей до релизов, итоговых документов конференций, газет и бюллетеней.

Как убедить высокопоставленного политика?

Хотя не трудно распознать всевозможные каналы, которые фабрики мысли используют для обеспечения своего публичного присутствия (видимости в общественном мнении), тяжелее обстоят дела, когда речь идет о выслеживании пути влияния на политиков в коридорах власти. Эта информация особенно трудна для доступа в сферах, относящихся к вопросу национальной безопасности, внешней политике или к обороне.

В то же время известно, как фабрики мысли, вовлеченные в вопросы внешней политики и обороны, используют некоторые стратегии для доведения своих специфических рекомендаций до высокопоставленных политиков.

1. Самое благоприятное время для влияния на внешнюю политику наступает в период предвыборных президентских компаний и последующий переходной период между двумя правлениями (президентами). Участие сотрудников фабрик мысли в рабочих группах по разработке и обеспечению электоральной кампании того или иного кандидата позволяет разместить и внести ключевые рекомендации фабрики мысли в предвыборных речах кандидата и в пресс-релизах предвыборного штаба президента. При успешном исходе предвыборного марафона эти вопросы могут быть воплощены в конкретные решения по внешней политике. Кроме того, работая в избирательных штабах и рабочих группах, кадры фабрики мысли имеют большой шанс получить государственное назначение в новой администрации. Это в дальнейшем позволяет им содействовать усилению влияния и роли своего института. Среди ученых от фабрик мысли, сделавших карьеру таким путем, - представитель США в ООН при Рональде Рейгане, Jeanne Kirkpatrick (AEI); Richard Allen - первый помощник президента Рональда Рейгана по национальному вопросу (Hoover Institution); Zbigniew Brzezinski (CSIS); нынешний госсекретарь США, Madeleine Albright (CSIS). Другие ученые получают приглашение работать в таких президентских учреждениях как President's Intelligence Oversight Board (PIOB), President's Foreign Advisory Board (PFIAB), которые готовят для президента долгосрочные планы и программы по внешней и оборонной политике.

2. Что касается переходного периода между двумя президентствами, то такие фабрики мысли как вашингтонский CSIS, давшие таких известных политиков как Zbigniew Brzezinski, James Schlesinger, Admiral William Crowe, организовали транзитные (переходные) семинары для приходящих новых администраций. А Фонд наследия организует семинары для новоизбранных конгрессменов и сенаторов.

Этим не заканчиваются усилия фабрик мысли повлиять на политиков.



3. Некоторые институты, в том числе Hoover Institution при Станфордском университете, приглашают членов конгресса и комитетов конгрессов, а также работников аппаратов конгресса на свои вашингтонские семинары, которые рассчитаны на просвещение и информирование участников о вопросах внешней и внутренней политики.

4. Фонд наследия даже пошел дальше и добивается доступа частных доноров к президенту и высокопоставленным представителям администрации. "Президент-клуб", объединяющий всех доноров, внесших не менее 1000 американских долларов, остается одной из самых популярных программ Наследия.

5. Некоторые фабрики мысли, в том числе Наследие и CSIS, используют другие каналы связи с ключевыми фигурами департаментов внешней политики. Так, известна практика, когда дипломаты между назначениями на другие посты получают финансирование от Государственного департамента в рамках программы подготовки к новой миссии (Diplomat Residence Program); они обращаются в фабрики мысли для проведения исследований. Время от времени даже представители госдепартамента приезжают в фабрики мысли для налаживания отношений между администрацией президента и особо выдающимися членами фабрик мысли. Такой случай представился, например, когда госсекретарь Джордж Шульц откомандировал одного из своих сотрудников в Фонд наследия с миссией убедить последний внести изменения в некоторые особо критичные позиции фонда в отношении американской внешней политики.