СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть III. - 2

Воплощение политики - процесс принятия решений

Как следует из первых двух частей данного аналитического доклада, в разных странах мы можем отметить похожую ситуацию развития фабрик мысли как нового направления в системе производства политики. Фабрики мысли сами явились атрибутом такого нового явления как публичная политика и осознанно стали ее проводниками и главными действующими лицами.

Публичная политика всегда была, прежде всего, сферой взаимодействия трех факторов: 1) организованных интересов; 2) стремящихся к реализации своих взглядов избранных лидеров; 3) публично выраженных настроений общественного мнения. Основная масса новых идей в сфере публичной политики исходила от самих политиков и специальных групп интересов. Группы интересов (special interests groups) и проблемно ангажированные группы (single-issues groups) были заняты продвижением своих интересов. Впоследствии законодатели стали чаще опираться на информацию, поставляемую академиками (учеными) и отраслевыми исследователями для принятия решений о насущных общественных проблемах. Время от времени новые идеи исходили и из стен университетов. Существовали группы, которые производили толстые фолианты, размером в 300 страниц, но никто не знал, как в удобоваримой форме подать новаторские идеи политикам и широкой общественности.

Фабрики мысли используют целый ряд подходов - как прямых, так и косвенных - для улучшения политического процесса принятия решений.

Один из таких подходов представляют группы, ориентированные на адвокатское действие. Эти фабрики мысли разрабатывают рекомендации или выдвигают критику существующей политики. И после того, как предложения были выдвинуты, они становятся принципиальным делом членов фабрики мысли, которые их не оставляют до тех пор, пока по ним не будет принято решение.

На другом конце спектра находятся просветительские группы. Для влияния на публичную политику они используют такие средства как конференции, рабочие встречи, книги и статьи, взаимодействие со средствами массовой информации. Эта деятельность нацелена не на специфические политические решения, но на научное руководство дебатами, а также формирование взглядов будущих лидеров.

Сферы функциональной активности фабрик мысли можно поделить на следующие категории:

Адвокатское действие. Благодаря своей финансовой независимости, некоторые организации могут выдвигать политические рекомендации, не вступая в конфликт интересов, сопровождающий государственное финансирование.

Внутрипартийные исследования. Крупные политические партии часто создают исследовательские институты для разработки своей политики. В некоторых странах партии могут прибегать для этой цели к услугам фабрик мысли.

Исследования и политическое планирование при правительстве. Всевозможные учреждения, выполняя функции фабрик мысли, существуют при правительственных структурах, министерствах и агентствах. Некоторые из них имеют самостоятельное правление, но в конечном счете находятся под опекой политиков.

Корпоративные консультанты. Исследования и аналитические функции фабрик мысли могут быть использованы в прибыльных предприятиях по части исследования рынков или проектных исследований, имеющих непосредственное отношение к бизнесу. Чаще всего, однако, подобного рода служба приносит мало пользы для политиков.

Просвещение и образование. Эти группы производят прежде всего академические исследования. Их продукты используются для расширения академических дебатов и соответственно имеют небольшую пользу для политиков.

Фабрики мысли в действительности прибегают к "стратегической комбинации" всех этих функций, чтобы диверсифицировать свой проектный портфель. К тому же это позволяет им отстаивать свою независимость, особенно по горячим вопросам политики. Таким образом, они избегают зависимости от одностороннего источника финансирования и обеспечивают свою финансовую стабильность.3

Сфера публичной политики

Таким образом, анализ, коммуникация и процесс принятия решений являются сферами непосредственной деятельности фабрик мысли. Главной характеристикой этой сферы является ее публичный характер - не только в смысле разглашения своих действий со стороны фабрик мысли (как это делают, например, государственные органы или коммерческие корпорации), но также и в смысле широкого привлечения к анализу, коммуникации и процессу принятия решений различных партий, групп интересов, политически активных граждан. Именно благодаря фабрикам мысли эта сфера - сфера публичной политики - смогла институционализироваться в качестве устойчивой и основной сферы выработки законодательных и исполнительных решений.

До появления фабрик мысли политика основывалась на персональной ответственности лидеров (даже если это были лидеры партий), которые так или иначе представляли интересы других групп и граждан. Но при этом отсутствовали, прежде всего, организации и исследовательские центры, которые показывали бы провалы существующих программ; ставили своей целью поиск и предложение новых политических возможностей (вариантов стратегий и вариантов текущих решений); составляли, производили и предлагали сильные идеи и проекты для открытого доступа; перерабатывали эти идеи и проекты в небольшой формат, приемлемый для политиков; обеспечивали их маркетинг и сбыт; вычленяли из них и проталкивали то, что должно быть лучшим для страны в целом.

Появление фабрик мысли обусловлено, прежде всего, наличием вакуума в исследовании и движении публичной политики и общественной жизни. Фабрики мысли стали тем местом, где творческие замыслы развиваются без оглядки на специальные интересы, где они воплощаются в реальные проекты, продвигаются в социально-политическую практику общества. Не в последнюю очередь на появление фабрик мысли во второй половине двадцатого столетия (в конце сороковых годов) повлияла ситуация противоборства двух общественных систем. Фабрики мысли были ответом Запада (прежде всего США) на вызов стран создающегося социалистического блока, который выражался в демонстрации социальной динамики, воплощении социальных идей в практическую жизнь.

Эксперты в целом одобряют возникновение и развитие фабрик мысли, обосновывая свою позицию тем, что мозговые центры обеспечивают необходимую интеллектуальную подпитку и глубокое рассмотрение вопросов публичной политики. При надлежащей организации работы фабрики мысли могут стать мостом между навыками и опытом частного сектора, правительственными чиновниками и практикующими политиками. Такое взаимодействие между общественным и частным секторами вполне может привести к рациональному и здоровому решению проблем публичной политики, укреплению основ демократического процесса.

Ситуация радикально изменилась, особенно в последние два-три десятилетия. Теперь мозговые центры оказывают большое влияние на политический процесс. Со временем как либеральные, так и консервативные законодатели все чаще стали обращаться к частным, неприбыльным исследовательским институтам, то есть фабрикам мысли. Сегодня целый мир идей исходит от сообщества фабрик мысли. Как отметил журнал "Экономист", влиятельные идеи уже больше не являются прерогативой Гарвардского и Кембриджского университетов; теперь на авансцену пришли такие группы как Фонд наследия (Heritage Foundation) и лондонский Институт экономики (Institute of Economic Affairs). С появлением фабрик мысли происходит процесс непосредственного вовлечения в публичную политику разных субъектов, в том числе тех, для которых политика не является профессиональной областью деятельности.

Сегодня деятельность самых крупных фабрик мысли США, таких как The American Enterprise Institute, the Cato Institute, the Heritage Foundation, the Brookings Institution, the Urban Institute, and the National Center for Policy Analysis, подчас называют информационными войнами в борьбе публично-политических идей.4 Они, прежде всего, влияют на способ мышления США, да и всего мира. Идеи, стоящие за тем или иным публично-политическим предложением, и дебаты по поводу их возможных последствий все чаще сводятся к спорам между новыми центрами влияния.

Фабрики мысли напрямую связаны с гражданскими интересами (общественным мнением), выражают эти мнения и эти интересы в интеллектуальной форме, в то время как с государственным аппаратом и организованными интересами партий, движений и корпораций (связанных между собой в непубличной политике) фабрики мысли связаны лишь через публичную политику. Таким образом, публичная политика является одновременно инструментом работы фабрик мысли с государством, партиями и корпорациями и пространством коммуникации, где гражданские интересы могут быть конвенционально выражены в политически влиятельной форме.

Сегодня роль фабрик мысли становится важнее, чем когда-либо. Практически нет ни одного вопроса, касающегося жизни страны, который не оформлялся и не разрабатывался бы в сообществе фабрик мысли. Они влияют на все аспекты общественной жизни США тем, что разрабатывают основополагающие идеи, лежащие в основании политики Америки. Каждый член американского Конгресса и правительства, скорее всего, укажет на мозговые центры в качестве первоисточника, откуда он черпает свои идеи.