СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть III. - 1

Уроки фабрик мысли

Функции и роль фабрик мысли в политической жизни стран

Методология работы фабрик мысли


Технологии работы фабрик мысли состоят из технологий политического анализа, политической коммуникации и воплощения политики (продвижения и принятия решений, оценки произведенного действия в содержании выработки новых шагов и т.д. и разработки нового политического курса).

Политический анализ

В статье "Фабрики мысли: взгляд изнутри"1 William N. Dunn излагает следующие методы политического анализа и политического действия. Прежде всего, он дает определение политического анализа (Policy analysis) как познавательной деятельности, которая вложена в процесс формирования политики (policymaking). Здесь следует различить применяемые в западной политологии термины policy (политика как концептуальная стратегия, линия поведения, установка, курс) и politics (политика как политическая жизнь, политическая деятельность). При использовании широкого массива методов политические аналитики осуществляют процесс формирования политики (policymaking), обеспечивая проникновение в пять критических областей: природа стратегических политических проблем, результаты нынешнего и прошлого политических курсов, значение этих результатов для решения проблем, существующие или новые альтернативы политических стратегий и их вероятные результаты, а также альтернативы, которые должны фактически решить проблему.

Метод проблемного структурирования является общепринятым в наилучшим образом управляемых частных компаниях. Этот метод позволяет политическим аналитикам подвергать сомнению существующие предположения и таким образом входить в процесс формирования политики еще на этапе разработки повестки дня. Разрабатываемые подходы направляют движение от относительно неструктурированных методов "мозгового штурма" к более структурированной теории статистических решений. Эти методы помогают в обнаружении скрытых предположений, диагностировании причин, выборе целей, синтезировании находящихся в противоречии перспектив и обнаружении новых политических возможностей.

Метод предсказаний обеспечивает политически уместное (policy-relevant) знание относительно будущих условий (будь они политическими, экономическими, социальными или технологическими), которые должны предположительно наступить после принятия одной из политических альтернатив. Предсказания чаще всего применяются в процессе выработки политического курса. Это помогает исследовать вероятное, потенциальное и желательное будущее, оценить столкновение существующего и предложенного курса, опознать возможные будущие препятствия достижению целей, оценить политическую выполнимость предложенного политического курса. Методы предсказания находятся в пределах между подходами, базирующимися на эконометрии, и творческом развитии теории решений типа Delphi (методы конференц-связи). Типичный пример эконометрического предсказания - предсказание, что к 2005 году Medicare, самая большая правительственная программа страхования здоровья в Соединенных Штатах, окажется неплатежеспособной.

Метод рекомендаций обеспечивает политически уместное знание, являющееся непосредственно применимым к принятию решений. Многие методы рекомендаций, включая "анализ выгоды и затрат" и метод "оптимизации", были развиты и использовались в правительственных агентствах, в частности, в Корпусе инженеров армии США. Это методы помощи в оценке риска и погрешности, идентификации внешних характеристик и внешних изменений, установления критериев для осуществления выбора и определения административной ответственности за воплощение политических курсов.

Метод мониторинга обеспечивает политически уместное знание результатов существующих политических курсов (направлений собственной политики), предлагая для полисимейкеров руководство, как лучше всего воплотить представленные и будущие политические курсы. Многие правительственные, неправительственные и неприбыльные организации контролируют результаты своей политики и своего влияния посредством различных социальных и экономических индикаторов. Методы мониторинга, разработанного в основном социологами и политическими исследователями, работающими в университете и политических институтах, помогают оценить соответствие законам и нормам, обнаружить непреднамеренные следствия политических курсов и программ, идентифицировать подразделения или личностей, которые задерживают внедрение политического курса или обуславливают новые вехи политики.

Метод оценки обеспечивает информацию об уровне адекватного выполнения, которого достиг тот или иной политический курс, таким образом помогая полисимейкерам в оценке качества их решений. Методы оценки, многие из которых были развиты в академиях, поставляют информацию относительно диапазона, в котором проблемы должны быть разрешены. Они также способствуют разъяснению и критическому анализу ценностей (значений) проводимой политики, регулированию или переформулировке политических курсов.

Процесс политической коммуникации

Невзирая на огромные достижения, работа фабрик мысли мала знакома широкой общественности, поскольку они прежде всего обращаются к политической элите. Их работа по улучшению публичной политики должна быть понятна для каждого гражданина. С одной стороны, поставляя исследовательскую информацию политикам, фабрики мысли позволяют лидерам принимать осведомленные решения. С другой стороны, идеи фабрики мысли и их поддержка в целях повышения эффективности любого правления, которое непосредственно подотчетно гражданам, должны исходить из всех секторов общества - как частных, так и публичных. Без этого политики будут полностью нести бремя разработки политики, всецело не учитывающей существующие условия и не удовлетворяющей потребности всех партий. Сфера публичной политики оказывается сферой, где осуществляется процесс политической коммуникации.

Фабрики мысли не только интерпретируют потребности и желания групп влияния, обеспечивающих выход к разработке рекомендаций политического характера, они также подготавливают к передаче различными путями их посланий в соответствии с социальными потребностями и интересами. Если использовать в коммуникативном политическом процессе тот же самый подход к рекомендациям, что и к другим результатам политического анализа, то маловероятно, что удастся охватить всю аудиторию. В силу этого политический анализ является началом, а не концом политической коммуникации. Поэтому важным оказывается то обстоятельство, что фабрики мысли развивают как существующие, так и альтернативные стратегии коммуникативной политики.

Презентация политического курса чаще всего происходит в аудитории, наиболее предрасположенной к тому, чтобы доверять методам и рекомендациям аналитиков. Однако презентация политических курсов и концепций часто делается с минимальной методологической экспертизой, поверхностным знакомством с существом дела, в условиях нехватки времени при проведении публичных встреч и ограниченного доверия аудитории к фабрике мысли и аналитикам. В этом случае эксперты фабрик мысли должны быть правдоподобно несоответствующими и неэффективными. Публичная коммуникация в этом случае приспосабливается к аудитории. Это достигается за счет признания иных информационных потребностей (и соотнесение материала с ними); ухода от избыточной вспомогательной информации; большей фокусировке на заключении, нежели на методах; заключения договора о представлении информации заслуживающим доверия лицом; демонстрации чувствительности к ограничениям во времени; ухода от технического языка или жаргона; расположения несущих элементов за ожидаемыми критиками; использования визуальных показов, чтобы упростить понимание главных пунктов.2 См. Схему 5

В последнее время некоторые фабрики мысли начали осваивать новое стратегическое направление своего развития, которое на самом деле вытекает из всей предыдущей линии развития. Особенно это стало заметным в Канаде. Новое качество фабрик мысли рождается из сочетания технологии массовой коммуникации с технологией рационально-научного обсуждения публичной политики. Суть направления заключается в том, чтобы развить делиберативный процесс (от англ. deliberate - обдумывать, взвешивать, совещаться, обсуждать) - процесс массовых консультаций внутри страны по общественно значимым проблемам и привлечь к разработке публичной политики как можно больше граждан. Такое новшество в развитии фабрик мысли является результатом осознания ограниченности традиционных экспертных исследований для развития перспективных и опциональных решений в условиях, когда ставки очень высоки, а элита не раз ошибалась в чтении (интерпретации) общественного мнения.

В рамках такой новой стратегии фабрики мысли проводят круглые столы для высших должностных лиц, которые соответственно заканчиваются формированием сценария развития под патронажем фабрики мысли; инициируют "проекты публичных диалогов" в партнерстве с различными организациями по всей стране для обсуждения публичной политики; работают совместно с общественными и профсоюзными организациями над исследовательским заказом и разрабатывают, например, альтернативный бюджет; проводят опрос общественного мнения и развивают новые технологии, которые позволяют в системе конференции составлять рейтинг и значимость предпочтений; проводят муниципальные встречи граждан, в том числе по реформированию репрезентативных национальных учреждений и Конституции.

Таким образом, фабрики мысли поощряют более дисциплинированное осмысление проблем элитой и гражданами, а сами рефлексируют масштаб изменений. Этот новый подход, разумеется, не заменяет традиционные способы работы мозговых центров, такие как заказ исследований, проведение семинаров и конференций, выпуск газет и журналов. В то же время, фабрики мысли приходят к пониманию того, что хороший политический анализ является результатом интеллектуального совместного решения и социального взаимодействия.