СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть I. - 5

II. Фабрики мысли в условиях рыночной либерализации

Новый этап развития фабрик мысли связан с начавшейся в 70-е годы консервативной революцией. Фабрики мысли третьего поколения, известные еще как рыночно ориентированные фабрики мысли, практически порождены консервативной волной, охватившей Америку и мир в целом с начала 70-х годов. 70-80-е годы - годы Тэтчер, Рейгана и Горбачева - отмечены волной приватизации и либерально-рыночных переворотов во всем мире под руководством консервативных движений и партий. Главным фактором, предопределившим их возникновение, стало видение определенной угрозы фундаментальным ценностям американского и западноевропейского общества. По всему миру, да и в США преобладала политика государственного вмешательства. Коммунизм завоевал позиции в разных точках планеты. Америка и западные страны были ослаблены высоким уровнем инфляции и безработицы. Новые фабрики мысли в этих условиях возникли изначально как адвокаты рынка и индивидуальной свободы.

Рыночно ориентированные фабрики мысли в США развивались в три этапа:

1. В 70-е годы они начали действовать в Вашингтоне и заложили интеллектуальную основу того, что можно было называть "рейгановской консервативной революцией". Это такие фабрики мысли как Фонд наследия (Heritage Foundation), Институт урбанистики (Urban Institute). В декларации о намерениях Института урбанистики в области возрождения федерализма, например, записано: "Документировать происходящую передачу ответственности за социальные программы из рук федерального правительства в компетенцию штатов".14 Основную роль в практической реализации рыночной революции в Америке играла Херитидж Фоундэйшн.

2. В 80-е годы, оставаясь верными рейгановской консервативной линии, новые фабрики мысли активно использовали весь интеллектуальный и финансовый капитал консервативного движения, перенеся свою деятельность на уровень штатов. В этот период многие предприниматели политического анализа переместились из Вашингтона и начали создать политические исследовательские группы на местном уровне. Фабрики мысли, основанные в штатах Висконсин, Пенсильвания, Массачусетс, Мичиган, предоставили необходимую интеллектуальную инфраструктуру для нового возрождения местных правительств. В частности, эти группы поставили во главу угла реформу системы социального обеспечения, государственных школ и возможности альтернативного выбора школы в пределах государственной хартии (программы). Это движение породило такие фабрики мысли, как Массачусетский институт нового сообщества (The Massachusetts Institute for a New Commonwealth - MassINC)15 -консервативный институт, деятельность которого полностью направлена на реализацию консервативных идей в штате Массачусетс.

3. В 90-е годы наступил третий этап развития рыночно ориентированных фабрик мысли. Он характеризовался созданием сугубо локальных фабрик мысли, посвященных исключительно локальной и местной проблематике, таких как Институт Манхэттена (Manhattan Institute)16 и Институт Аллегени (Allegheny Institute, город Питтсбург). Сегодня эти фабрики мысли являются лидерами в области изучения проблематики городов.

По мере реализации новой программы возобновления федерализма государственные средства все больше распределялись в пользу местных бюджетов; использование бюджетных средств также больше контролировалось на местном уровне. Таким образом, по мере перенесения центров власти и управления государственными программами и бюджетными средствами на места фабрики мысли стали все больше базироваться именно на локальном уровне общественно-политической организации.

Консервативная революция 70-80-х годов принесла последовательно два революционных типа фабрик мысли в США. Сначала в 70-ые годы рождаются адвокатские фабрики мысли. Затем с 80-ых годов появляются фабрики мысли локального направления.

Хотя оба типа фабрики мысли порождены консервативным переворотом в мире, тем не менее, мы их относим к разным поколениям по следующим причинам: они появляются в разных временных рамках и решают совершенно разные задачи публичной политики. К тому же по многим пунктам их миссия совпадает с консервативной идеологией, но они не ограничиваются рамками консервативной партии.

Фабрики мысли адвокатского действия - третье поколение

Хотя институты содействия публичной политике, называемые "мозговыми центрами" действуют уже десятилетиями, только к 70-80-ым годам появились институты, целенаправленно разрабатывающие стратегии и планы продвижения (проталкивания) и маркетинговой реализации своих наработок у людей, ответственных за принятие и реализации решений, а также открытой общественности. Комплексный характер работы по продвижению и отстаиванию своих наработок (promotion and advocacy work) поднял деятельность мозговых центров на новый качественный уровень, что позволяло усилить их влияние на осуществление политики в демократических странах. В самом деле, более 30 лет назад фабрики мысли по-настоящему не занимались маркетингом своих продуктов; как правило, жизненный путь продукта заканчивался на этапе опубликования и обнародования; дальнейшая его судьба полностью зависела от читателя. К тому же круг пользователей продуктов фабрик мысли был достаточно узок.

Сегодняшние же фабрики мысли отличаются наступательностью своей политики. Главным адресатом продуктов нынешних фабрик мысли остаются государственные деятели высокого ранга. И им необходимо удостовериться, что продукт оказался в нужных руках, в руках людей, которые действительно работают над данной проблематикой. Подготовив доклад о налоговой политике, например, фабрика мысли должна быть уверена, что каждый законодатель, работающий над решением этой проблемы, получил этот пакет "из рук в руки". Мало того, фабрики мысли добиваются встречи с данными адресатами в целях более детального обсуждения содержания пакета, представленных аргументов. Современные фабрики мысли вплотную подошли к технологии лоббирования.

Основная отличительная черта третьего поколения фабрик мысли, однако, заключается не столько в их технологии проталкивания своих продуктов, сколько в той миссии, которую они выполняют в отношении гражданского общества и широкой общественности в целом, соответственно в технологии отбора общественно значимых вопросов. Эта черта обозначена американским выражением "advocacy". Фабрики мысли этого направления занимаются выявлением, защитой и отстаиванием интересов гражданского общества и широкой общественности перед другими субъектами политики - государства, политических партий, групп интересов...

Среди фабрик мысли этого поколения Фонд наследия (Heritage Foundation) определил целую эпоху в истории американской публичной политики и государства в целом.

Херитидж Фоундэйшн (Heritage Foundation) - Фонд наследия

Херитидж Фоундэйшн - консервативный, неангажированный и бесприбыльный исследовательский и образовательный институт, созданный в 1973 году с целью формирования и продвижения консервативной публичной политики, основанной на принципах свободного предпринимательства, ограниченной роли правительства, индивидуальной свободы, традиционных американских ценностей и сильной национальной оборонной системы.17 Институт добивается укрепления либерального государства благосостояния и создания Америки, в которой свобода, возможности и гражданское общество процветают.

Институт выдвигает следующие ценности в качестве основополагающих для построения великой Америки:

свобода
характер ответственность
человеческая природа
семья
наследие
истина
вера
патриотизм
власть закона
самоуправление
предпринимательство
конкуренция

Цели института достигаются путем своевременного обстоятельного исследования ключевых политических проблем и эффективного маркетинга результатов исследований, проведенных среди первичной аудитории института, то есть членов и ключевых работников Конгресса, субъектов политики исполнительной власти, национальных средств массовой информации, академических и политических сообществ.

Институт осуществляет публикации различного характера, в том числе в виде статей, организует лекции, конференции и митинги (публичные встречи) и участвует в них.

В своей работе институт опирается на финансовую поддержку широкой общественности - частные лица, разного рода фонды и корпорации. Кроме того, выполняет работы по контракту, в том числе с государственными учреждениями и фондами. Финансовая поддержка более 200 тыс. вкладчиков делает институт одним из крупнейших публично-политических учреждений США.

Работа института распределена среди следующих департаментов (см. Схему 4).



В 1980 году институт, опережая события, разработал тысячестраничную программу "Мандат на лидерство", которую положил на стол новой американской администрации сразу после того, как Рональд Рейган победил на президентских выборах. Документ стал основой всего, что можно назвать консервативной революцией 70-80-ых годов. Республиканское правительство, по некоторым данным, на 60% выполнило предложенную институтом программу.18

Другим известным достижением института стала разработка и публикация совместно с Wall Street Journal "Индекса экономической свободы".