СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ. Часть II. - 2

Пути выхода

1. Часть фабрик мысли Великобритании стремится стать внутренними участниками политических дебатов в правительственных коридорах. Таким образом, они стараются попасть в разнообразные политические сообщества и группировки, используя этот путь в своих стратегиях привлечения внимания департаментов, агентств, министров или старших государственных лиц. Фабрики мысли вступают в неформальные сетевые связи с гражданскими служащими, политиками, неправительственными организациями, учеными, и другими заинтересованными кругами.

Однако большая часть фабрик мысли остается вне рамок правительственных структур. Они не поддерживают тесные контакты в политических и государственных кругах. Их общественный авторитет лежит за пределами политического истэблишмента или чисто партийной сферы.

2. Некоторые институты сосредотачиваются на освещении альтернативных вариантов политики, обогащая и расширяя рамки общественных дебатов.

3. Влияние и авторитет фабрик мысли также зависят от способности вмешиваться в публичные дебаты, распространять свои позиции и концепции, следить за деятельностью правительства, комментировать и критиковать политику.

Другими словами, фабрики мысли могут преуспевать, выходя на "рынок идей" ("идейный рынок") независимо от заинтересованности политиков в их политических рекомендациях. Действительно, хотя многие институты имеют незначительное влияние на политику и придерживаются непопулярных взглядов, тем не менее, они считают, что одним своим присутствием и выражением своих подходов вносят разнообразие в британскую политическую культуру.

4. Некоторые фабрики мысли построены на принципах членства. Их организационный успех зависит от создания сильной членской базы, предоставления услуг индивидуальным и корпоративным членам в обмен на финансовую и иную необходимую поддержу.

5. Фабрики мысли могут выполнять важные образовательные функции. Они активно продвигают некоторые образовательные программы и курсы, повышают осведомленность общественности.

Не существует единого измерения значимости фабрик мысли в обществе. Разные группы общества и политической направленности обращаются к ним с разными потребностями. Фабрики мысли могут зарабатывать авторитет в совершенно разных сферах общественной жизни: от культуры и образования до политики.

Влияние фабрик мысли на публичную политику трудно измерить. Но многие из них стали эффективными, активизируя знания общественности в области окружающей среды, социальной политики, либеральной политики и других проблем. Правительство не является единственным источником политической новации. А британские правительства всегда нуждались в консультациях и информации по широкому спектру общественных проблем. Фабрики мысли работают в данном направлении. В целом, они играют широкую культурологическую роль, расширяя сферу публичных дебатов, поощряя общение и взаимодействие между государством и обществом, делая ставку на общественные технологические знания. Фабрики мысли Великобритании весьма похожи на подобные образования в постсоветских странах, и для нас они являются опытом противостояния корпоративно организованного интеллекта идеократии государства.

Германия и Япония: следы тоталитарного прошлого

Германия: в повестке дня размежевание фабрик мысли

Объединение Германии и объединение Европы

После второй мировой войны в Германии четко обозначилась линия развития системы фабрик мысли - от служения аппаратно-государственным интересам к частногражданскому статусу, от монополии государственных структур на генерирование идей до поиска широкой базы и технологии генерирования общественно значимых идей. В то же время опыт работы парламентских комиссий по расследованию еще раз продемонстрировал, как попытки заменить закрытые политические слушания широким участием экспертов в разработке государственной политики при отсутствии реальной публичной базы этой практики претерпевают крах. В условиях, когда население уже созрело до политического участия в государственных делах, практика выборочного привлечения и создания экспертных групп выглядит только неким сговором интеллектуалов с государственным аппаратом. К тому же, государственный аппарат очень быстро использует эту ситуацию для восстановления своей вотчины.

А пример Японии вполне подтверждает главный тезис: зависимость от правительства и корпораций однозначно выключает фабрики мысли из публично-политического поля. В то же время, осложнение общественно-экономических проблем выдвигает для властных элит более жесткое требование улучшить качество управления государственными программами за счет интеграции научного потенциала фабрик мысли и практики трансформации и передачи общественных интересов в конкретную публичную политику.

За 30 предыдущих лет существования ФРГ политическое консультирование было подконтрольным отдельными ведомствам и министерствам. От политических консультантов требовались рекомендации, эмпирические данные и детальная информация, необходимая для развития и управления в политике, стратегии внедрения специфической политики. В сфере внешней политики, например, академические исследования институтов и официально назначенных "групп советников" должны были отвечать потребностям исключительно внешнеполитических и оборонных министерств, кабинетных (министерских) комитетов, имеющих отношение к вопросам безопасности. Исследовательские документы и академические рекомендации были распространены только в очень узком кругу избранных реципиентов, посвященных в дело обеспечения качества государственной политики и поддержания долгосрочной состоятельности правительства. Более того, академические решения использовались в основном для легитимации решений кабинета министров перед парламентом.

Широкая общественность, средства массовой информации и специальные группы редко привлекались к академическим дискуссиям по конфликтным вопросам политики. Такая структура политического анализа в какой-то мере давала некоторое преимущество правительству и министерствам, однако она серьезно ограничивала возможности альтернативных аналитических подходов к среднесрочным и долгосрочным программам.

Ситуация изменилась в 70-е годы, когда новое правительство столкнулось с ограничением предыдущей системы и потребовало более независимые рекомендации; такие потребности были вызваны растущим количеством и увеличивающейся сложностью политических вопросов, с которыми руководство сталкивалось. Эксклюзивному характеру отношений между официальными исследовательскими учреждениями и министерствами пришел конец. Парламент ввел в действие практику публичных слушаний. Комиссии по расследованию начали привлекать все большее количество экспертов к участию в обсуждении вопросов общественного значения для разработки разумных и обдуманных политических ответов.

Определение политической повестки дня перестало быть прерогативой кабинета министров и руководящей парламентской партии. Отношения обществоведов, экспертов по обороне и безопасности и других ученых, специалистов, исследователей практической политики с людьми, принимающими решения, стало тесным и настроенным на взаимодействие; к тому же они содействовали более обстоятельному публичному диалогу. Технический прогресс и все большая сложность современных политических систем стимулировали увеличение спроса на политическое консультирование.

Следует отметить еще и другой аспект: немецкое общество созревало в понятиях политического участия. Роль государства и взаимоотношения между гражданами и государством оказались в поле зрения (под наблюдением) все возрастающего количества людей. Общее понимание политики и публичной администрации претерпело изменения, а участие избирателей в местных и общенациональных выборах стало неоднозначным.

Однако новая парламентская практика создания комиссий по расследованию, которые по определению должны были отражать разнообразие подходов и мнений, в конце концов перестала удовлетворять растущий спрос на осведомленные публичные дебаты. В результате мозговые центры, финансируемые правительством, получили большее признание публики.

Революционные политические и экономические изменения, произошедшие во всем мире, особенно в Германии, в конце 80-х-начале 90-х, вызвали спрос на политическое консультирование. Анализ внешней политики в первую очередь требовался для компенсации политической и академической неспособности поставить диагноз состоянию дел в Восточной Европе и предвидеть коллапс советской империи.

Таким образом, политические исследовательские институты должны были бороться. Им необходимо было приспособить свои аналитические инструменты для изучения новой многополярной внешнеполитической практики, новых условий безопасности, изменения ситуации в мире после холодной войны.

Объединение с бывшим ГДР стало неожиданным для немецких фабрик мысли и внесло радикальные изменения в немецкую политическую культуру. Явно не хватало новой политической концепции. Фабрики мысли начали выходить на страны Восточной Европы и осуществлять академические обмены информацией о демократических процедурах, рамках и институтах демократии.

Академическая основа политических исследований внешней и внутренней политики очень узкая. Исследования проводятся преимущественно в университетах, в исследовательских центрах политических партий с привлеченим советников парламентских групп, политиков и государственных деятелей, а также в частных и государственных исследовательских институтах. Большинство экспертов в этой области работает на какую-либо лидирующую фабрику мысли.

10 лет назад исследования фабрик мысли и их разработки пользовались большим спросом, особенно те из них, которые относились к опасности ядерной конфронтации и возможности модернизации советской системы. Сегодня же институтам, занившимся проблемами холодной войны, все сложнее оставаться на плаву. Немецкие фабрики мысли находятся в сложной ситуации, они перегружены комплексностью и масштабностью решаемых Германией задач. Кардинально меняется деятельность немецких фабрик мысли. Отметим только некоторые доминантные направления:

объединение восточной и западной Германии и процесс интеграции общественно-политической и экономической жизни страны;

набирающий силу процесс интеграции Европы и вторжение этого процесса в общественно-политическую жизнь Германии;

смена политической власти в стране на последних выборах в Бундестаг;

отвлечение большой доли государственных средств на процесс демократизации у восточноевропейских соседей Германии, обустройство новых восточных земель и новой столицы страны, на создание институтов объединенной Европы и само европейское объединение; (большинство немецких фабрик мысли жило за счет бюджетных средств, которых сегодня стало так мало).

Сегодня все еще не ясно, насколько соответствует нынешнее количество и структура немецких фабрик мысли все усложняющимся задачам консалтинговой работы, связанным с формированием новой внешней и внутренней политики Германии. Грядет радикальное изменение их роли и количества. Так или иначе, традиционный государственный ориентир фабрик мысли проходит большое испытание, и многим придется выбрать путь закрытия или пробовать себя в качестве независимых, частных структур. Сегодня происходит активный пересмотр и ревизия структур и заслуг традиционных мозговых центров. С переходом в новую столицу, а также в связи со всеми недавними изменениями в Германии на политическую арену вышла совсем новая группа фабрик мысли, обслуживающих руководителей государства.

Таким образом, в Германии происходит определение рамок деятельности политического консультирования и места неконвенциональной политической экспертизы в общественно-политической жизни страны накануне XXI века.