ЗНАКОТКАНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАКОТКАНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (часть - 11)

22 Т. е. определенная "языковая игра" создает определенный "возможный мир": Полагать, что нечто существует, реально, равносильно тому, чтобы полагать, что некто полагает, что нечто существует. Поэтому бессмысленно говорить, что ведьм не существует и средневековая культура коренным образом заблуждалась относительно их существования. Быть может, пройдет несколько тысяч лет, и люди сочтут разумным сомневаться в существовании холодильников, а существование ведьм станет совершенно очевидным..." (Руднев 1996, 159) Отсюда - прямой путь к "магии слова". (Однако необходимо все время помнить, что "языковая игра" - не только вербальное поведение, это - "форма жизни".) Вернуться

23 "С' est desormais la carte qui precede la territoire - precession des simulacres-, c'est elle qui engendre la territoire" (Baudrillard 1981, 10) Вернуться

24 В работе "Морфология реальности" В. Руднев проводит сходную нашей процедуру "деконструкции" различия между реальностью и вымыслом. Он выделяет три основные характеристики "реальности" ("семантические составляющие" этого слова) : "совокупность всего, что существует", "совокупность всего, что существует независимо от человеческого сознания", "совокупность всего материального" и показывает, что ни одна из этих составляющих не пригодна для проведения отличения "реальности" от "вымысла". "Вымысел" может существовать (в "возможном мире"), существовать независимо от сознания (в том смысле, в каком вообще что-то может существовать независимо от сознания), быть материальным (здесь достаточно примера театрального спектакля). (См. Руднев 1996 155-159) Вернуться

Реальность по Рудневу оказывается "знаковой системой" (ср. "гиперреальность" Бодрийара, "знакотканая реальность" Островского) : "По нашему мнению, специфика понятия реальности как раз состоит в том, что в ней огромное количество различных знаковых систем и языковых игр разных порядков и что они так сложно переплетены, что в совокупности все это (реальность) кажется незнаковым. При этом для человеческого сознания настолько важно все делить на два класса (это обусловлено психофизиологически...), - на вещи и знаки,на действительное и выдуманное, что ему (сознанию) представляется, что это деление имеет абсолютный онтологический характер" (Руднев 1996, 160) 25 В общем контексте нашего исследования это, пожалуй, не более чем рабочая метафора. Любой "возможный мир" равно знакоткан. Другой разговор, что это может быть воспринято только с мета-позиции. А вот я ее возникновение у конкретных агентов поведения может возникнуть в разных мирах с разной степенью вероятности (см. выше анализ современной ситуации как "мета-эпохи") Вернуться

26 Ср. преставления о русской литературе в неизданном "романе" Д. Галковского "Бесконечный тупик": " Русский язык, по "Бесконечному тупику", обладает тремя основными свойствами: креативностью (сказанное превращается в действительность), револютативностью (то есть оборотничеством - сказанное превращается в действительность, но в наиболее нелепом, неузнаваемом виде) и провокативностью - склонностью к издевательству, глумлению и юродству. Все эти три свойства креализируются в русской литературе, выработавшей этот язык, пользующейся им и кроящей из него реальность. То есть русская литература !) креативна: то, что происходит в словесности, потом осуществляется в жизни; 2) револютативна: она оборачивается действительностью в самых зловещих ее формах; и 3) провокативна, то есть построена на издевательстве и глумлении автора над читателем и над самим собой" (Руднев 1993, 299) Вернуться

27 О "реализме" в русской литературе см. также Руднев 1996, 164-175 Вернуться

28 Здесь мы имеем дело, по всей видимости, с использованием знакотканого поведения (в данном случае -вымышленного поведения персонажей книги) в стратегических целях (Подробнее об этом см. Семинар 5) Написание и издание книги выступают при этом как элементы реального целенаправленного поведения. Вернуться

29 Современник вспоминал:"Мы сделали из романа какой-то Коран, в котором искали и находили не только общее руководство правильной жизни, но и частные указания, как и поступать в отдельных случаях" (Цит. по Паперно 1996, 26) Вернуться

30 Подражание героям литературных произведений - распространеннейший способ театрализации жизни. См. Семинар 2 Вернуться

31 Представлять "реальность" как "вымысел" для перевода на мета-позицию дидактически более правильно, исходя из принципа "перегиба палки в другую сторону". В "естественной установке" именно "реальность" рассматривается как нечто первичное, а "вымысел" - как нечто ущербное (См. Семинар 3) Вернуться


Виктор Осипов, 1998 г.