ЗНАКОТКАНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАКОТКАНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (часть - 7)

Решающую роль, роль катализатора здесь сыграло понятие "виртуальной реальности". "Вначале оно имело более или менее технический смысл, означавший ту иллюзорную "искусственную реальность", которая возникала перед глазами пользователя компьютерными играми определенного типа. Однако постепенно значение этого слова стало расширяться. С виртуальными реальностями стали ассоциироваться реальности сновидения, бреда, вообще любого измененного состояния сознания. Но поскольку в определенном смысле состояние сознания любого человека является измененным по отношению к состояниям сознания других людей, то каждая реальность является виртуальной.

Действительный мир, который в семантике возможных миров являлся маркированным членом "модельной тройки", в философии виртуальных реальностей сливается с виртуальными реальностями человеческих сознаний и придуманными этими сознаниями дискурсами, идеологическими, риторическими, художественными, религиозными..." (Руднев 1996, 71)

Таким образом, термин "виртуальная реальность" (в силу важности и популярности явления) широко используется сегодня для обозначения того, что мы называем "формой жизни" или "возможным миром". Именно появление "виртуальной реальности" как крайнего случая вымышленного поведения (вымысел не связан здесь никакими "реальными" правилами) позволяет создать общую теорию вымышленного поведения.

Знаки в "возможном мире" не имеют денотатов (См. Семинар 1), точнее существование денотатов (т.е. находящейся "за" знаками Реальности) - предполагается правилами определенной языковой игры - игры в "повседневность"(игры, которая "по игре" не считается игрой). Знаки без денотатов оказываются "симулякрами".

"Le simulacre n'est jamais ce qui cache la verite - c'est la verite qui cache qu'il n'y en a pas. Le simulacre est vrai." Этими словами из "Экклезиаста" Бодрийяр эпиграфирует культовую книгу современной философии - книгу "Симулякры и симуляция".

Для того, чтобы понять, что такое "симулякр" (а это - основной концепт Бодрийяра), можно обратиться к его представлениям об "истории" знака и самого процесса обозначения (репрезентации).

Бодрийяр уподобляет знак - стоимости, а обозначаемое (реальность) - потребительской стоимости. Знак опосредует процесс обмена реальности на реальность.

Но отражение глубинной реальности - лишь первая фаза развития знака ("bonne apparence"), вторая фаза - маскировка глубинной реальности ("mouvaise apparence"), третья - маскировка отсутствия глубинной реальности .20

На четвертой фазе - фазе сегодняшней - знак полностью порывает с реальностью и становится симулякром, который не является ни истинным, ни ложным. Elle est sans rapport a quelque realite 'que ce soit; elle est son propre simulacre pur. Обмен с реальностью прекращен - знаки меняются на знаки.21

Возникает гиперреальность - реальность, состоящая исключительно из знаков.

На этой стадии знак не отражает, а создает реальность.22 Первична не территория, а карта территории.23 Бодрийяр называет это "прецессией модели: " Первыми идут модели, и их орбитальное вращение создает магнитное поле событий. У фактов более нет собственной траектории, они возникают на пересечении моделей...Это позволяет производить все возможные интерпретации, даже самые противоречивые - и все они истинны в том смысле, что их истинность взаимозаменяема."(Цит. по Медведев 1995?)

"Il ne s'agit plus d'imitation, ni de redoublement, ni meme de parodie. Il s'agit d'une substitution au reel des signes du reel" (Baudrillard 1981, 10) . Больше нельзя говорить ни об имитации, ни об удвоении, ни даже о пародии. Дело идет о замене реального знаками реального.

Гиперреальность Бодрийяра - именно то, что называют "виртуальной реальностью" в широком смысле. Мне представляется более удачным предложенный Ефимом Островским термин "знакотканая реальность".

Поведение в "знакотканой реальности" - знакотканое поведение, т.е. (в сознательном случае) поведение самонаправленное, имеющее целью само себя, вымышленное поведение, которое можно также назвать мета-поведением в чистом виде, осуществлением мета-позиции.

Выше мы показали (См. также Семинар 3), что любое поведение является "языковой игрой", сконструировано по определенным законам и в этом смысле моет считаться "вымышленным", так как не имеет выход к "реальности самой по себе", а конструирует собственную реальность - "возможный мир". Этот "возможный мир", в силу определенных процессов в большинстве случаев (не на мета-позиции, изнутри) воспринимается как Мир, Реальность сама по себе. В результате этого возникает различие реального (относящегося к Реальности) и вымышленного поведения.24

Если любое реальное поведение - вымышленное поведение, а любая реальность - знакоткана, тогда верно и обратное: вымышленное поведение является единственно возможным реальным поведением. Разница вымышленного и реального исчезает (конечно, для восприятия с мета-позиции). Знаки порождают "реальность" (в том числе и -Реальность).

В рассказе Борхеса "Тлен, Укбар, Orbius Tertius" в художественно заостренной форме проиллюстрирована ситуация настоящего "порождения" Реальности знаками. Созданная неким тайным обществом энциклопедия вымышленной планеты Тлен в результате своего распространения меняет фундаментальную "языковую игру" и постепенно делает Землю Тленом. Карта предшествует "реальности" и создает ее (См. Борхес 1992).

В этом отношении особенно интересен присутствующий у многих авторов анализ ментального пространства России как изначально знакотканого, некоего мета-пространства, в котором становятся явью вымышленные миры утопий и художественных произведений.25