Книга "Онтологизации". Наука как институт - часть 1

Мы рассматриваем науку как институт, отличающий себя от государства и бизнес-корпораций, хотя наука также существует и как сообщество ученых, цех или корпорация. Если наука как институт связана с выполнением определенных социальных функций по отношению к производству, классификации, распространению и замене знаний относительно целей государств или бизнес-корпораций, то наука как корпорация связана с выполнением социальных функций применительно к профессиональному сообществу ученых и отношениям, которые возникают между его членами, а также между ними и другими корпорациями в вышеописанных процессах относительно знаний. Здесь мы остановимся на институциональных особенностях науки.

Наука как институт означает три взаимосвязанных аспекта:

1. Целеполагание и управление.

2. Структурирование (тансономия наук) и организация.

3. Финансирование.

Самой серьезной проблемой для науки всегда было целеполагание: как и куда развивать науку? В ХХ веке было три случая мирового научного лидерства - Германия 30-40-е годы, СССР - 60-70-е годы, США - 80-90-е годы. Все эти случаи мирового научного лидерства были связаны с сильными целями мирового уровня, которые ставили соответствующие государства как цивилизации. Возникновение научного мирового лидерства в ХХ веке было обоюдным корпоративным процессом: ученые предлагали новые мощные теоретические представления, а государства ставили их на службу своим цивилизационным целям; и наоборот, государства объявляли сильные цели, и ученые под эти сильные цели предлагали не менее мощные теоретические концепты для реализации на практике.

Как бы мы ни относились к свободе творчества и как бы ни критиковали государство - непреложным фактом ХХ столетия является тот, что лидирующее развитие науки является производным от сильных целей государства и в значительной степени принудительным для ученых, даже если принуждение, как в случае США, имеет характер мотивации материальной выгоды ученых. Если ученые в своей научной деятельности не имеют поставленной вне науки цели, их интерес может быть как угодно оторванным от действительности, мелким и ограниченным рамками любознательности.

Когда сильные цели государством не ставятся, новые мощные научные представления не вырабатываются и наука на одних лишь мотивах 'любознательности' и 'служения истине' интенсивно развиваться не может. Таким образом, наука является только относительно свободной в производстве теоретических представлений, которые однако содержательно зависимы от целей государства. Кроме того, сами мотивации ученых создавать те или иные мощные концепты тоже зависимы: сильные цели сильнее мотивируют ученых. Конечно же, отдельные ученые и отдельные научные открытия могут происходить и в государствах-странах со слабыми целями, но это всегда будут исключения, которые не порождают ни научную среду, ни процессы институционального развития науки.