Негативный опыт PR в телевизионных новостях - 3

В феврале-марте в Украине проявились теленовости, которые можно назвать информационными «килерами»

Эксперты и политологи сегодня в аналитических исследованиях все чаще используют типологию теленовостей. Согласно данной типологии во время выборов новости делятся на те, которые информируют; которые пропагандируют за своих (продвигают свои идеи или своих политиков) и которые манипулируют (помещают чужих в негативный контекст и т. п.)

«Грязь» в теленовостях начала явственно проявляться в январе нынешнего года. Рейтинг теленовостей за январь 2002 года впервые с октября 2001 года обнаруживает изменение качества теленовостей в сторону ухудшения. В нем нашло отражение то обстоятельство, что в теленовостях начались неприкрытые нападки на «чужих» политиков и «чужие» партии, их использовали для продвижения «своих» политиков и партий. Если сравнить оценки теленовостей за исследуемый промежуток, можно констатировать, что в марте мы стали свидетелями периода самых «грязных» теленовостей, характерных для избирательной кампании в нашей стране. Можно сказать, что некоторые телеканалы просто «легли» под задачу политической агитации и пропаганды ангажирующей их политической партии (партий). Это обстоятельство серьезно повлияло на качество теленовостей в сторону их ухудшения.

Также отметим и общее снижение оценок за незаангажированность теленовостей по всем телеканалам за период избирательной кампании. Больше всех из фаворитов (2-я группа лидеров) пострадала репутация телеканалов «Интер» и ICTV. В феврале-марте «Интер» и ICTV стали по сути информационными «килерами» - превышение количества нападок на чужих кандидатов над количеством пропаганды своих на этих каналах стало правилом.
Выборы-2002 характеризуются общим ухудшением качества теленовостей большинства телеканалов

В период выборов происходит не только всеобщая политизация содержания новостей, но и их всеобщая «скандализация». Любое событие в стране и за рубежом во время выборов может получать также и партийную «окраску». Кроме того, происходит изменение бюджетов телеканалов в части теленовостей в связи с политической рекламой, которую у нас в стране традиционно ставят не только в рекламные блоки, но и включают в содержание теленовостей. Общенациональные телеканалы в период выборов имеют большие специфические политические заказы со стороны политических партий или довольно крупных политиков-бизнесменов. Соответственно они ведут себя совершенно иначе, нежели необщенациональные телеканалы.

Качество теленовостей на телеканалах с большим территориальным охватом снижается по сравнению с телеканалами с небольшим территориальным охватом по стране. Все общенациональные телеканалы скатываются во время выборов с лидерских позиций на 3-4-5 места. Телеканалы с небольшим территориальным покрытием, которые находятся на вторых-третьих позициях между выборами, наоборот, выходят в лидеры по качеству новостей в период выборов.

Старые лидеры по качеству теленовостей во время выборов уступают место новым. Лидерами на протяжении всей избирательной кампании оказались «Новый канал» и СТБ. Новые лидеры теленовостей по достоверности и незаангажированности уходят в отрыв, достигающий 1-1,5 балла по оценке качества (при 10-балльной шкале) и 0,5 балла по оценке восприятия (при 3-балльной шкале) (см. диаграммы динамики достоверности и полноты на конец избирательной кампании). Диаграмма «Динамика достоверности» в конце периода исследования показывает вверху рейтинга три уровня с разницей в 1 балл: СТБ, «Новый канал» (1 уровень), затем «Интер», «1+1», ICTV, «Ютар» (2 уровень), потом с разрывом в 1 балл все остальные телеканалы.

Общая оценка качества и восприятия теленовостей может сводиться к отслеживанию судьбы телеканала «1+1». Этот телеканал скатился с лидерских позиций по всем качествам и по большинству элементов новостийного производства, сохранив лидерские позиции только по уровню профессионализма, привлекательности дикторов, тележурналистов и качеству телекартинки в новостях, то есть в тех аспектах, где роль зависимости от содержания информации незначительна. На это повлияла как ситуация «подвешенного» состояния телеканала по вопросу о лицензии, так и его политическая ангажированность.