Негативный опыт PR в телевизионных новостях - 2

Фавориты и аутсайдеры популярности новостей частично изменились в период избирательной кампании

Отличительной особенностью наших теленовостей по результатам рейтингов за октябрь и ноябрь 2001 г. является четкое и жесткое размежевание между фаворитом в области добротности (оперативности, полноты и доходчивости) и фаворитом непредвзятости (достоверности и объективности). Фаворитом добротности теленовостей до выборов являлся «1+1», а непредвзятости - «Новый канал». Можно предположить, что такое различие уже формирует специфический способ восприятия теленовостей: большинство опрошенных смотрит «Новый канал» и СТБ, когда хочет получить информацию, которой можно доверять; а «1+1» и «Интер» - если хочет получить наиболее полную картину событий. Несмотря на изменение данного соотношения в период выборов, такая специализация теленовостей, по нашим оценкам, в ближайшее время после выборов снова восстановится.

Расклад фаворитов и аутсайдеров, а также их дифференциация изменились во время избирательной кампании. Как видно из диаграммы оценок восприятия технологии теленовостей «Динамика информативности», фаворитами новостийного производства стали (в порядке лидерства на конец избирательной кампании) - СТБ, «1+1», «Новый канал», «Интер», ICTV. Среди аутсайдеров новостийного производства оказались (тоже под конец выборов) - «Ютар», ТРК «Киев», «Тет», УТ-1, КГРТРК, 7 канал.

Диаграмма оценок качества теленовостей «Динамика полноты» позволяет дифференцировать группу фаворитов теленовостей на лидеров (в порядке на конец избирательной кампании): 1 группа лидеров - СТБ, «Новый канал»; 2 группа лидеров - «Интер», ICTV, «1+1»; 1 группа аутсайдеров теленовостей - «Тет», «Ютар»; 2 группа аутсайдеров - УТ-1, ТРК «Киев», 7 канал и КГРТРК.

Аутсайдеры теленовостей безнадежно отстают, а их востребованность на рынке - под вопросом. Безусловными аутсайдерами по большинству качеств и аспектов восприятия на рынке теленовостей являются КГРТРК, 7 канал, УТ-1 и ТРК «Киев». Если теленовости, занимающие средние позиции в нашем рейтинге, решают задачи развития и составления конкуренции фаворитам, то аутсайдеры среди теленовостийных каналов решают иные, отличные от фаворитов и середняков, задачи. Можно предположить, что задачей аутсайдеров на рынке теленовостей является просто существование или выживание и они, как правило, не имеют какой-либо долгосрочной информационной стратегии, которая была бы представлена зрителям. С точки зрения общественного контроля за качеством теленовостей им должен быть поставлен вопрос: «Есть ли общественная целесообразность их существования на этих каналах. Если да, то какая?».

Зрители относятся к технологическому совершенству как к характеристике, отличной от независимости или объективности. Фаворит с точки зрения технологического совершенства теленовостей (уровень компетентности, информативности, профессионализма и качество картинки в новостях) - «1+1», хотя во время выборов его уровень по информативности и компетентности несколько упал. Фаворит с точки зрения независимости (степень доверия к телеканалу и незаангажированность ведущих и тележурналистов) - «Новый канал». Причем его уровень по этим характеристикам сохранился и во время выборов.

В такой ситуации логически оправданным выглядит вопрос: независимость - это временная характеристика молодых телеканалов, и они теряют ее с развитием и превращением в лидеров, или независимость теленовостей не связана с занятием лидерских позиций и является долгосрочной новостийной политикой телеканала? Существует ли вообще новостийная политика телеканала как долгосрочное явление в этой стране?

В Украине есть программы теленовостей, которые во время избирательной кампании в стране сумели остаться относительно независимыми. Такими программами на период выборов стали теленовости «Нового канала» и СТБ, которые меньше других были подвержены политическому ангажементу. Однако даже у этих лидеров теленовостийного производства в Украине произошло понижение качества, доходящее до 0,5 балла по 10-балльной шкале. Оценки восприятия для данных телеканалов практически не изменились. Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем утверждать: устойчивая новостийная политика существует, но не у всех каналов. Чем большим монополистом на рынке является телеканал, тем труднее ему выдерживать свою новостийную политику.