"ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ" (часть - 4)

Целевое или стратегического управление связано с продвижением в процессе управления по дереву целей (краткосрочное планирование, среднесрочное, долгосрочное; приоритеты, увязывание разносрочных задач и т.д.) Цель доводится до каждого участника системы управления в виде стратегии - стратегия является публичной, и всякое текущее действие краткосрочной перспективы приводится в соответствие с долгосрочной перспективой стратегической цели. Функцию обратной связи и контроля при таком управлении можно осуществлять на любом месте, а не только в центре, а сама обратная связь не организована иерархически, поскольку на каждом уровне системы при стратегическом управлении добиваются понимания общей цели и увязывания с ней текущих задач в каждый момент времени.

Стратегия формулируется и разрабатывается высшим руководством. Однако реализация стратегии при стратегическом управлении возможна лишь при участии всех уровней управления: стратегия должна быть известна на всех уровнях системы управления, и любой менеджер должен соотносить любой свой шаг с конечной стратегической целью в каждый момент времени, а не ожидать и подчиняться административным командам из центра (верха), как это происходит при административном управлении. При этом нужно четко разграничивать общий стратегический план и организационную стратегию высшего руководства. Организационная стратегия высшего руководства предполагает соотнесение конкретных задач со стратегическими целями. При этом текущее управление включает распределение задач среди менеджеров среднего звена, увязывание интересов и мотивов персонала с достижением поставленных задач, расчет сил и средств во времени при управлении ресурсами в рамках выполнения поставленных задач, контроль за выполнением, обратную связь и т.д.

Стратегическое планирование ставит задачу добиваться наперед известных и публично объявленных целей. Сегодня мы все еще не можем сказать, какие цели руководство нашего государства ставило, и насколько нам удалось их достичь. Цели должны объявляться, по каждому этапу продвижения к цели должен существовать общественный контроль, по прошествию некоторого периода должно происходить подведение итогов с ответом на вопрос, насколько нам удалось достичь поставленных целей, с анализом дефектов, установления их причины вплоть до изменения стратегии.

Стратегическое планирование и управление не может быть осуществлено демократическим решением большинства - переход от текущего планирования и административного управления к стратегическому связан с политической волей элиты, с принятием обоснованного и опирающегося на управленческие знания решением руководства. Переход от текущего планирования к стратегическому связан с изменением поведения высшего руководства в государстве: от реагирования на изменения в текущей ситуации к проектированию ситуации и управлению ситуацией. Такое поведение, когда высшее руководство государства начинает руководствоваться стратегией в повседневной деятельности, когда в любых политических конфликтах преследуют прежде всего долгосрочные, главные, государственные цели, а не узкоклановые, узкокорпоративные или вообще личные цели отдельных лидеров, называется стратегическим поведением. Стратегическое поведение вынуждает как сторонников, так и противников той или иной политики отвечать на уровне стратегии.

Организационная стратегия и реформа государственного управления

Четвертым отличием государственного стратегического планирования от корпоративного является четкое размежевания общей стратегии и организационной стратегии. Для корпорации организационное стратегическое предвидение является формой анализа и организации стратегического планирования. Для государства в целом вопрос организационной стратегии является отдельной областью принятия решений, которая может обеспечивать или не позволять проводить стратегическое управление в государстве. Организационной стратегией на современном этапе состояния государственного управления является радикальная реформа государственного управления.

Выбор термина "административная реформа" выражает ограниченное представление о государственном управлении как только административном управлении, как будто реформа должна происходить внутри этого административного типа. Поэтому правильнее говорить о реформе системы государственного управления, о реформе госуправления, о государственной реформе управления, но не об административной реформе. Суть этой реформы - переход от административного управления к целевому или стратегическому государственному управлению. Отличительной чертой новой системы государственного управления в Украине должно стать наличие в ней функции и способности стратегического планирования или краткосрочного и долгосрочного планирования, со всеми вытекающими из этого вспомогательными и сопутствующими функциями и способностями.

Традиционно в таком случае используют в теории проектирования различение модернизации и модификации. Причем, если на Западе в ходу термин модернизация, то это потому, что в отлаженной системе необходима именно постоянная модернизация. Мы же имеем дело с неотлаженной и неэффективно работающей системой управления, которая поэтому нуждается не в модернизации, а в модификации - системном преобразовании. Модернизация означает изменение содержания элементов системы, замену элементов или даже целых их блоков внутри системы, но при этом не меняется характер самой структуры - принцип ее организации. В Украине все предыдущие и настоящие изменения в системе государственного управления (приведение различных элементов и устройств системы к потребностям практики) выполнялись и выполняются за счет модернизации.