УКРАИНА: ЕВРАЗИЙСТВО И АТЛАНТИЗМ (часть - 2)

Это различие более фундаментально - такой вывод следует из многих весьма серьезных работ ученых, писателей, философов, которые не сводили проблематику различия двух типов цивилизаций только к геополитическим различиям. В 1932 году Анри Бергсон издает книгу "Два источника морали и религии" (этико-религиозные различия двух культур), в 1945 году Карл Поппер издает книгу "Открытое общество и его враги" (идеократия как закрытое общество и в противовес ей - открытое общество), Владимир Лефевр, советский ученый, в 80-е годы пишет книгу, где по сути дает характеристику двум типам культуры на базе теоретических и экспериментальных исследований в области этики как двум принципиально разным этическим системам (она известна как теория "Алгебра совести"). В 1996 году выходит книга Семюэла Ф. Хантингтона "Столкновение цивилизаций и передел мира", где во главу угла в процессе противоборства цивилизаций поставлено различие их культуры.

Все эти исследования ученых, писателей и философов так или иначе ставят в поле зрения два главных начала в политике государства: обеспечение со стороны государства стратегической перспективы своему обществу и выдвижение культурных приоритетов развития для достижения этой перспективы. Что касается первой проблемы, то геополитика это лишь один из способов выражения исторической стабильности некоторого государства (территориальная стабильность), наравне с хронополитикой и культурополитикой. Вторая проблема выражается в нахождении адекватных способов обеспечения исторической стабильности государства (обеспечения его устойчивого развития на перспективу) - стратегического планирования с точки зрения культурных, технологических и социальных приоритетов.

Географическое пространство или природные ресурсы, демографические, религиозные или иные аспекты не исчезают - просто все это перестает действовать исключительно в географических координатах, и начинает действовать в координатах информационно-культурного пространства, тем самым выдвигая на передний план именно культурополитику. Географическое положение при современных средствах транспорта и коммуникации не имеет больше такого преобладающего значения, какое оно имело еще несколько десятков лет назад. Динамизм миграции или зависимость коммуникации от рельефа местности нельзя уже измерять географическими показателями с появлением кинематографа, телефона, телевидения, видео, компьютера и Интернет. Социальные изменения оказываются связанными не с буквальными территориальными изменениями, а с изменением пространства культурного влияния некоторого государства, с изменением его отношения ко времени: живет государство сегодняшним днем или долгосрочной перспективой. История же, рассматриваемая в хронополитическом аспекте, может оборачиваться актуализацией как одного, так и другого времени, и для этой актуализации не обязательно как-то фальсифицировать историю или переписывать ее заново, для этого необходимо просто актуализировать в самой культуре ту ее часть, которая связана именно с хронополитически выбранным периодом истории, с ориентацией на то или иное время.

Таким образом, если славянство, отличая себя от англосаксонского и романо-германского мира, - доктрина языкового размежевания государств, атлантизм и евразийство - доктрины цивилизационного различия ориентаций политического влияния на территорию и географических устремлений государств, то талассократия и теллурократия - доктрины культурного размежевания цивилизаций. В мире идет не геополитическая, а культурная война. В настоящее время происходящий передел языковых групп и континентального пространства связан с размежеванием культурных общностей или цивилизаций: талассократии и теллурократии.

Для первых характерно кочевничество (особенно морское), торговля, дух индивидуального предпринимательства, подвижность этических и юридических норм. Цивилизации этого типа быстро развиваются и легко меняют внешние культурные признаки. Цивилизации второго типа (теллурократические) связаны с фиксированным пространством, устойчивостью его качественных ориентаций и характеристик. Для этого типа цивилизаций характерны оседлость, консерватизм, закостенелость юридических норм, наличие мощного влияния идеологии (чаще всего мессианской), репрессивный характер коллективистской этики, устойчивая иерархичность социальной организации (как официальной, так и неофициальной). (Сравните с подобными характеристиками теллурократии в "Геополитике" А.Дугина, который значительно приукрашивает этот тип цивилизации).

Цивилизации второго типа, внутриконтинентальные, куда относится царская Россия (СССР), считаются "неподвижной платформой", "землей сердцевины", "географической осью истории", сохраняющими постоянство и неподвижность в истории. В то время как цивилизации первого типа, береговые зоны евразийского материка, являются зонами интенсивного культурного развития. Для теллурократии главным являются не ценности, а идеи, вписанные в целостную идеологию, и именно этой идеологии принадлежит системообразующая роль. Ценности - западный термин, означающий наличные обсуждаемых-обновляемых качеств, которые человек в своей жизни свободно выбирает, из которых конструирует смысл своей жизни. Главные характеристики ценности - подвижность и рациональный характер, возможность несистемного объединения. Ценности являются основополагающими для атлантической цивилизации, геополитическое пространство которой разворачивается вокруг Атлантического океана (США, Западная Европа). Идеи и идеологии являются основополагающими для евразийской цивилизации, геополитическое пространство которой связано с Россией, Белоруссией, Украиной и Восточной Европой.