Европейский выбор Украина не сделает до тех пор, пока такое решение не станет необходимым отечественному бизнесу - 3

Точно так же, как и в случае с НАТО , объединение Европы и усиление евро как мировой валюты вынуждает иначе посмотреть на роль ВТО. Без сомнения, ВТО будет реформирована. Угроза Атлантическому союзу теперь оказывается не столько военной, сколько экономической, не столько в геополитической плоскости, сколько в геоэкономической. Очевидно, Европа будет вынуждена предложить на мировом рынке новую торговую организацию с конкурирующими (т.е. отличными, иными) правилами торговли для входящих в нее членов.

Кстати, а мы готовы после вступления в ВТО к тому, что сюда придут европейские компании и займут львиную долю в разных секторах нашего рынка? Потому что у них как? Иностранные компании приходят в твою страну в тех сферах, где они вне конкуренции, а свои компании идут в чужие страны в тех сферах, где они вне конкуренции. А у нас обязательно поднимется вой «левых» и прочих «шароварных» патриотов, что-де родину продаем европейским олигархам (у нас и своих хватает). То есть вхождение в Европу - это прежде всего наша внутренняя открытость для Европы. Чтобы нас туда пустили, сначала нужно пустить Европу к себе. А не наоборот. Нельзя начинать знакомство, напросившись в гости к кому-то, нужно сначала пригласить его к себе в гости.

Идти в Европу для отечественного бизнеса означает строить бизнес в Европе. А кто из наших бизнесменов готов к этому? Россия - пока единственная страна, с которой мы можем конкурировать как с более сильным соперником, и то у нас это не получается. А ведь конкуренция на европейском рынке еще более жесткая.
Интеграционные страдания


У Украины нет пока активной внешней политики, потому что у нее нет своей доктрины развития (гуманитарного, социального, экономического). «Хождение в Европу», предложенное в последнем послании президента, не является содержательным, так как определяет ценности, приоритеты и цели функциональным образом (т. е. мы будем все делать, как в Европе, и потом «туда» «попадем»). Это послание содержит приоритеты геополитического мира: экономическое развитие, структурная перестройка экономики, инновационная модель развития, социально-ориентированная экономика. Но мир опять ушел вперед. Какие знания нам будут нужны и какое образование; какие технологии нужно развивать, и как их отстаивать на внешних рынках; какие бренды мы будем предлагать, и каким должно быть содержание этих брендов, чтобы конкурировать на мировом уровне; как мы будем обеспечивать конкурентность нашей телекоммуникационной инфраструктуры; каковы наши позиции по евро? Вот на какие вопросы нам нужно было ответить. Выполняя задачи прошлой эпохи, нельзя попасть в Европу, потому что она собирается выполнять задачи будущей эпохи.

Это «догоняющее Европу развитие» не имеет перспективы, потому что в данном случае перспектива принадлежит не нам, а Европе. Пусть слова об «опережающем развитии» из послания президента не убаюкивают вас, потому что в нем нет ни слова о том, как это самое опережающее развитие обеспечить. Ведь для того чтобы опередить, нужно понять, в каком направлении идет движение. А мы пока не понимаем, куда двигается Европа. Такое «хождение в Европу» бесцельно, потому что цели принадлежат не нам: в представлении авторов послания мы будем постоянно смотреть на цели других и воспроизводить их у себя. Иными словами, действовать приблизительно так, как действовала украинская элита на протяжении нескольких веков до этого. Значительная часть экспертов, аналитиков и консультантов отнеслась к посланию критически, отреклась, дистанцировалась, что, в общем-то, радует. Осталось подумать об альтернативных путях осмысления себя, собственной роли в мире, собственной миссии, собственных целей, собственных ценностей.

Во-первых, о том, что никакого европейского выбора не существует, потому что речь идет не о Европе. Речь идет о ЕС, что не одно и то же. Это некоторые европейские страны, создавшие союз с согласованной политикой, единой валютой и, между прочим, единой долгосрочной стратегией, а из нее нам неизвестны даже фрагменты, не говоря уже о целом. И дело даже не в том, что этого не знают политики, это не так важно. Главное, что этого не осознает отечественный бизнес. В данном смысле вопрос, на который должны ответить отечественные бизнесмены в ближайшем будущем, звучит так: собираемся ли мы идти в Западную Европу, занимать там ниши на их рынках, конкурировать с их компаниями и побеждать в этой конкуренции? В Западной Европе нас никто не ждет, и мы о ней практически ничего не знаем. То есть буквально. Почти в каждом блоке телевизионных новостей, доступных всему населению Украины, есть информация о США, но очень редко там встречаются новости из стран Европы. У нас нет журналов о жизни Западной Европы, мы не следим за событиями, происходящими там. Назвать такую информационную политику на государственном уровне поступью в Европу никак нельзя.