Политическое сетевое издание - 5

Приведем критерии, по которым можно обнаружить манипуляцию:

— коммуникации является несимметричной (трое против одного, в коммуникации участвует только одна из сторон и т.п.);

— внешние для коммуникации цели, открыто объявляемые в коммуникации, отличаются от действительных целей, преследуемых такой коммуникацией, или некоммуникативные цели преследуются, но вообще открыто не объявляются;

— обратная связь либо отсутствует (не влияет на содержание), либо является дозированной и фильтрованной так, чтобы не влиять на содержание, опять же подкрепляя саму манипуляцию;

— в коммуникации отсутствуют форматы подтверждения взаимопонимания сторон, то есть не существует формальной и технологической возможности договориться.

На основе вышесказанного мы можем сделать ряд выводов о ситуации отечественного политического пиара. Отечественный политический пиар чаще всего работает в двух фокусах («содержания» и «информации»), но очень мало работает с третьим фокусом («коммуникация с обратной связью»). То, что называют «обратной связью» в отечественном политическом пиаре, не более чем попытка выборочного подтверждения наперед заданных интерпретаций и фактов. Иногда этот процесс заходит настолько далеко, что в ход идут даже наукообразные фальсифицированные социологические данные. Такой манипулятивный пиар называют еще «черным пиаром».


Что останется после пиара?


Кто управляет представлением о реальности, тот управляет реальностью. Это ловушка для тех, кто пытается управлять реальностью. Реальность всегда находит способ управлять сама собой и разрушать ложные о себе представления. Вспомните последние годы советской пропаганды. Вот ты при власти, и весь мир у твоих ног, и кажется, что каждая газета и телеканал готов петь тебе осанну или по крайней мере не критиковать. А завтра вчерашние льстецы или «объективные» комментаторы, пытавшиеся угодить «и вашим, и нашим», пройдутся по тебе строевым маршем, и каждый будет норовить ударить побольнее и плюнуть посмачнее.

То, что начинается вначале как попытка защитить власть от нападок оппозиции, может превращаться в информационную войну, в редакцию реальности. Главным объектом редакции представления о реальности, как всегда, становятся теленовости. Ведь теленовости — самое полное описание реальности. Именно теленовости могут либо осуществлять обратную связь общества с властью, либо разрушать ее. Но если обратную связь не учитывать в коммуникации, она со временем перестанет учитывать такую коммуникацию. Если телевидение врет, а власть уходит от диалога с обществом, то все решения будут приниматься на улице, и такая власть долго не продержится.

«Черный пиар власти» — отредактированная реальность. Создание министерства правды — уже не метафора. Украина навсегда войдет в мировую историю как страна «темников». Выглядят эти «темники» как указания министерства правды: «Правда на сегодня следующая (такой-то факт освещать по такой-то теме)… Остальную часть реальности просим игнорировать». Раньше бы кто сказал, что возможно такое, никто бы не поверил.

Осуществляют такой манипулятивный политический пиар, как правило, вчерашние преподаватели, журналисты, консультанты, эксперты. Нас мало может интересовать их личная вина или невиновность в этом. Но мы должны помнить следующее:

— они разрушают общественный договор по большому счету, подрывая доверие к власти вообще;

— они уничтожают общественный диалог, публичность и достоверность как качества коммуникации между властью и обществом через посредство СМИ;

— они уничтожают сами СМИ, делая их посмешищем, а журналистов — жалкими и ничтожными рабами;

— они подрывают доверие к другим специалистам по пиар, которые предпочитают не пачкать руки сомнительным служением «редакторам реальности».

Время спросит с таких «специалистов» обязательно. Ничей «черный пиар» не останет незамеченным…