КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ (часть - 9)

Презентационные стратегии

Презентационные стратегии представляют собой способ производства коммуникативного пространства и способ представления этого коммуникативного пространства в среде коммуникации за счет работы по изменению структуры этой среды. Мы выделяем их в отдельный тип только потому, что презентационная стратегия всегда является относительно самостоятельным и в некотором роде самодостаточным этапом коммуникации.

Выше было дано формальное различение коммуникативного пространства и среды коммуникации: первое является внутренним коммуникативным содержанием текста (речи), второе - внетекстовой (внеречевой) средой коммуникации, куда помещается текст, вокруг проблематики которого и строится данная коммуникация.

Содержательное различение коммуникативного пространства и среды коммуникации более глубокое. Коммуникативное пространство, во-первых, это те смысловые контексты, куда встроена проблематика текста (речи) (первый уровень коммуникативности). Во-вторых, это совокупность сегментированных адресатов-носителей этих смысловых контекстов, к которым в тексте идет явное или скрытое обращение (второй уровень коммуникативности). В-третьих, это внутритекстовые смысловые средства обратной связи с этими носителями, имеющие тоже смысловое выражение внутри текста или речи (третий уровень коммуникативности).

С этой точки зрения презентационная стратегия может являться отдельной тактической задачей по отношению к любой коммуникационной стратегии. Мы лишь наметим, не углубляясь, основные презентационные стратегии. Адекватное воплощение коммуникативного пространства в структуре коммуникационной среды безотносительно к задачам расширения или структурного изменения среды коммуникации представляет первый тип презентационной стратегии - промоушн (продвижение). Расширение и детализация структуры коммуникационной среды при неизменном, как правило, коммуникативном пространстве представляет второй тип презентационной стратегии - расширение информационного присутствия. Смысловое изменение коммуникативного пространства, влекущее за собой изменение структуры коммуникационной среды (но не всегда ее расширение) определяет третий тип презентационной стратегии - имиджмейкинг. Неразличение принципиально разных презентационных стратегий приводит иногда к неправильному выбору средств, применяемых в различных рекламных или избирательных кампаниях.

В содержании презентации мы должны различать два принципиально разных типа коммуникации и соответственно два типа знания, которые могут быть переданы в тексте10. Первый тип - коммуникация в пространстве преобразования, где знание выступает как форма общения или сообщенности. Второй тип - коммуникация как взаимодействие, где знание выступает в фундаментальном смысле множественно расположенным, то есть как континуум понимания. В практике общественного преобразования конвенциональные стратегии коммуникации опираются на первый тип знания, и для них характерны такие способы структурирования как проект и стратегия. И только за счет этого затем осваивается второй тип знания. Манипуляционные стратегии коммуникации в практике общественного преобразования опираются на второй тип знания, и для них характерен такой способ структурирования как идеология, пропаганда и реклама. И только за счет этого затем осваивается первый тип знания.

Соответственно стратегии презентации тоже по-разному опираются на эти типы знания. Для второго типа знания, то есть взаимодействия внутри континуума понимания, добиваются собственно этого понимания за счет презентации целостной картины мира (внутри некоторой идеологии), осуществляют стратегию представления или предъявления знания (внутри пропаганды или идеологии), и здесь, слушая или читая текст внутри такой стратегии презентации логично задать вопрос "что говорится". Для первого типа знания, то есть в пространстве преобразования, добиваются сообщенности знания, осуществляют стратегию сообщения, и здесь, слушая или читая текст внутри такой стратегии логично задаваться вопросом "кто и кому нечто говорит, и как собираются реагировать на ответную реакцию".

Таким образом, презентация это организация континуума понимания: для манипуляционной стратегии - внутри коммуникативного пространства, для конвенциональной стратегии - в среде коммуникации. Очертим связанные с этим проблемы: 1) насколько континуум понимания представлен в пространстве коммуникации и на каком уровне коммуникативности достигается понимание (на первом, втором или третьем); 2) насколько пространство преобразования позволяет за счет презентации трансформировать коммуникативное пространство в структурированную среду коммуникации; 3) насколько коммуникационная стратегия позволяет использовать два типа знания, и, соответственно, соотнести пространство преобразования и взаимодействие континуума понимания.

Первая проблема решается внутри манипуляционной коммуникационной стратегии таким образом, что континуум понимания всегда презентуется дискретно, закрыто или внешним образом, порождая тем самым пространство некомпетентности. Иначе говоря, дискретный континуум понимания производит власть или ее консультанты, желая засекретить или скрыть некоторое знание; закрытый и искусственный континуум понимания в виде увлекающих смысловых сред целевого субъект-назначения производит гуманитарный технолог-манипулятор по заказу той же власти, политического кандидата на выборах или частной корпорации по ее заказу11; внешний континуум понимания производит консультант-манипулятор, презентуя такие знания, в которых адресат не может быть компетентным, тем самым вводя заказчика или избирателей в пространство некомпетентности, где лучше всего осуществлять управление его или их поведением.

Вторая и третья проблема решается внутри конвенциональной коммуникационной стратегии за счет внесения пространства некомпетентности вовнутрь коммуникативного пространства и соответствующего представления этого пространства некомпетентности в среде коммуникации для поиска возможных экспертов. Таким образом пространство некомпетентности становится коммуникативно открытым и устраняется за счет обратной связи. Обратная связь является специальной задачей конвенциональной презентационной стратегии и достигается за счет создания особого коммуникационного процесса, происходящего по специальной технологии и носящего название - делиберативный процесс.