ЗНАКОТКАНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАКОТКАНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (часть - 9)

12. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность// Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.1994.

13. Пави П. Словарь театра. М. 1991.

14. Паперно И. Николай Чернышевский -человек эпохи реализма. Семиотика поведения. М. 1996.

15. Руднев В. Морфология реальности. М. 1996.

16. Руднев В. Философия русского литературного языка в "Бесконечном тупике" Д. Галковского // Логос, 1993, # 4.

17. Тороп П. Х. Проблема интекста// Труды по знаковым системам 14. (Ученые записки Тартуского университета, вып. 567) Тарту 1981.

18. Тынянов Ю. Н. О пародии.// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.1977.

19. Эко У. Заметки на полях "Имени Розы" // Эко У. Имя Розы. М. 1989.

20. Abel L. Metatheatre. L. 1960

21. Baudrillard J. Simulacres et simulation. P. 1981.

22. Hatlen B. Borges and metafiction\\ Simply a man of letters. Panel discussion and papers from the proceedings of a symposium on J. L. Borges held at the University of Maine at Orono. 1982.

1 Современный этап развития цивилизации делает "метакультурную индивидуальность", выходящую за рамки привычного видения мира и привычного поведения, повсеместно распространенным явлением. Быстрота и сложность происходящих в мире процессов требуют принципиально новых способов ориентации в действительности, ее "освоения" человеком. "В быстро меняющемся мире прошлый опыт реже может служить надежным компасом, необходимы гораздо более быстрое освоение нового, большие реактивность Я, подвижность, умение действовать методом проб и ошибок." (Дилигенский 1994,98) Вернуться

2 "Дестабилизацию традиционных внутригрупповых связей людей в огромной мере усиливает революция в средствах массовой информации. Умножая эффект объективных социальных сдвигов, она выводит большие социальные группы и их ячейки из былой культурной изоляции, в результате они все меньше способны сообщать личности свою специфическую групповую культуру." (Дилигенский 1994, 92) Вернуться

3 Подробнее об особенностях "ролевой дистанции" см. Бергер, Лукман 1995, 318 . Вернуться

4 См. Дилигенский 1994, 95-96 Вернуться

5 Хатлен подчеркивает роль метафикций в переходе на мета-позицию:" Мы не можем избежать подозрения, что ... рассказы, здесь обсуждаемые ... предлагают нам новый род структуры: "метаструктуру", структуру сознания, которая содержит внутри себя свое собственное отрицание...(Hatlen 1982, 145) Вернуться

6 См. об этом также Руднев 1996, 59-61 Вернуться

7 Стремясь создать ситуацию отсутствия границы между искусством и жизнью, современный театр нередко пытается изобрести формы без "рамки", непосредственно вовлекая зрителя в процесс участия в спектакле: "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло, "Поругание публики" П.Хандке, "Рай сейчас","Ливинг театра", хэппенинги, уличный театр и т.д. Вернуться

8 Яркий пример подобной театрализации - португальский поэт Фернандо де Пессоа. Исследователь его творчества Жасинто до Прадо Коэльо таким образом описывает "гетеронимию" Пессоа: "...во внутреннем мире Пессоа происходит событие чрезвычайной важности: после безуспешных попыток "создать буколического поэта особого рода" для того, чтобы "разыграть"Са-Карнейро,Пессоа в один присест...создает 8 марта 1914 г. тридцать стихотворений из цикла "Пастух". Поэт, обладающий явственными отличиями от Пессоа, получил имя Алберто Каэйро. Вслед за этим Пессоа "открывает" учеников Каэйро. Позднее Пессоа рассказывал об этом товарищу по журналу "Презенса" следующее:"Я извлек из лжеязычества Каэйро скрытого там Рикардо Рейса, дал ему имя, подвел поэта к его собственному образу, потому что к этому времени уже видел его воочию. И тут внезапно во мне появилась новая личность, противоположная Рейсу. Сразу же, не отвлекаясь и не отдыхая, я напечатал на машинке "Триумфальную оду" Алваро де Кампоса,-так одновременно родились эта ода и этот поэт. Вернуться

"...Он оставил описание каждого из трех поэтов, говоря о них как о реально существующих личностях, и даже сочинил им соответствующие биографии. Другие писатели - датский философ Киркегор, испанский поэт Антонио Мачадо - тоже "раздваивались" и "растраивались" в гетеронимах, но Пессоа достиг высокой степени деперсонализации. Он верен поэтам, порожденным его фантазией, он обьявляет их такими же реальными и подлинными (или такими же ирреальными и бесплотными) как он сам... Впрочем, то, что Пессоа называл "драмой в человеке", стало причиной создания и других его двойников. Это и поэт К.Пашеко (сюрреалист ante literam) и прозаик Бернардо Соарес..., автор до сих пор еще не изданной "Книги беспокойства", и Антонио Мора, теоретик "неоязычества". Пессоа драматизирует своих двойников, он заставляет их изучать и описывать себя, спорить друг с другом, вести публичную полемику (Кампос против Пессоа)"(Коэльо 14-16) 9 См. также Руднев 1996, 72-75 Вернуться

10 Автор "Имени Розы" Умберто Эко дает бытовой пример, как работает сознание постмодернизма:"...постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает,что не может ей сказать "люблю тебя безумно", потому что понимает, что она понимает, что такие фразы - прерогатива Лиала (Лиала Негретти - итальянская писательница, автор "розовых романов о любви - В.О.). Однако выход есть. Он должен сказать:"По выражению Лиала - люблю тебя безумно". При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до её сведения то, что собирается довести,- то есть, что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в эту же игру, она поймет, что обьяснение в любви осталось обьяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего-до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии..."(Эко 1989, 461 Вернуться