КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ (часть - 5)

Любой гуманитарный технолог сразу же мог бы возразить, что и реклама, и идеология, и паблик рилейшнз, и даже проектирование, могут иметь с точки зрения гуманитарного технолога (разработчика и промоутера этих коммуникационных действий) любую из стратегий - презентация, манипуляция или конвенция; что выбор этой стратегии есть его, гуманитарного технолога, выбор, и что, более того, любое из коммуникационных действий внутри себя может иметь одновременно все упомянутые стратегические цели. Однако, если взять во внимание вышеприведенное замечание о вписанности этих коммуникационных действий в конкретное коммуникационную среду власти, то отсюда следует вывод о четкой фиксации типов коммуникационных стратегий за сохраняющимися манипуляционными коммуникационными процессами для стран б.СССР. Сменить тип базового коммуникационного процесса относительно того или иного коммуникационного действия означает не просто сменить коммуникационную стратегию для всех последующих коммуникационных действий, но еще и выработать ее как общую для всей элиты коммуникационную стратегию - это задача культурополитики, задача социо-культурного проектирования, которая не решается простым выбором той или иной технологии в процессе отдельных социальных действий, а предполагает создание целых коммуникационных сред, куда коммуникационная стратегия вписана на уровне процедур и функций их существования, то есть речь идет о создании сферы публичной политики. Создание и развитие сферы публичной политики с четкими правилами делиберативного процесса - вот искомая конвенциональная коммуникационная среда, наличие которой выступает в качестве отдельной задачи для любого постсоветского государства.

В силу отсутствия сферы публичной политики в постсоветских странах идеология как коммуникационное действие не является сегодня успешной как базовый коммуникационный процесс. Более того, идеология в этих странах не основана на конвенциональной коммуникационной стратегии, поскольку она остается манипуляционной внутри институционального пространства коммуникации, которое захвачено властью и закрыто для гражданского общества. Множество сегодняшних идеологических текстов слабо позиционированы в пространстве коммуникации, и поэтому чаще всего эти тексты вообще некоммуникативны. Мало того, что их среда коммуникации уже, нежели заявленное в них коммуникативное пространство. Из них к тому же нельзя понять: ни от кого они исходят, ни кому они адресованы, ни какое послание они несут, они бессвязны и эклектичны идейно.

Ситуация написания текстов и устной консультационной работы осложняется тем, что фактически в результате деконвенционализации вообще произошло разрушение коммуникационного процесса внутри гражданского общества. Коммуникативное пространство публичной политики существует стихийно в различных текстах (речах) политиков и их консультантов, оно продолжает функционировать по каким-то своим, никем не отслеживаемым законам, а коммуникационного процесса для них нет, их коммуникационная среда разрушена, хотя и существуют одиночные коммуникационные действия. Отсутствие коммуникационного процесса вокруг эпизодичных коммуникационных действий означает только то, что гуманитарные технологи как те, кто и должен обеспечивать коммуникационный процесс, не работают в направлении формирования коммуникационной среды этих эпизодичных коммуникационных действий, не заняты производством их условий: дискурсивных рамок, правил и границ коммуникации, выбором места, способа, каналов и средств коммуникации, поскольку не считают это предметом своей работы.

Типология коммуникационных стратегий

Сегодня в лагере гуманитарных технологов обнаружился серьезный раскол. Суть его в следующем. Существуют два предпочтения стратегий, основанные на мировоззрении и слабо поддающиеся теоретическому обоснованию и аргументации - предпочтение манипуляционной стратегии (управление поведением) и предпочтение конвенциональной стратегии (конвенционализация, публичная политика). Для манипулятора смысл порождается и упаковывается до коммуникационного процесса трансляции смысла. Трансляция смысла является коммуникационным действием производителя смысла и мало влияет на сам смысл. Более того, в манипуляции коммуникационные действия сторон неравноправны, и одна сторона (производитель смысла) управляет другой стороной (адресатом этого смысла). Для конвенционалиста смысл порождается, упаковывается и транслируется внутри коммуникационного процесса, где коммуникационные действия сторон равноправны. Коммуникационный процесс в такой же мере производит смысл как и докоммуникационные действия. Выбрать ту или другую точку зрения, принять в качестве основной ту или иную коммуникационную стратегию - вопрос веры и морали5, вопрос экзистенциального выбора6, а не теоретических аргументов.

Коммуникационная стратегия представляет собой концептуально положенное в технологии мировоззренческое намерение и его действенное осуществление касательно производства содержания коммуникационного процесса, то есть выбор того или иного коммуникативного пространства, той или иной среды коммуникации, того или иного типа взаимодействия, того или иного места порождения смысла, и, тем самым, одного или нескольких дискурсивных измерений, относительно которых мы строим дискурс коммуникации. Только выясняя коммуникационные стратегии, выясняя содержание коммуникационного процесса и исследуя коммуникативное пространство в соотношении со средой коммуникации мы можем получить ответ, что препятствует взаимодействию7.

Мы рассмотрим три основных типа коммуникационных стратегий, поскольку именно они являются концептуально описывающими основные социальные процессы, порождающие коммуникационные действия. Существуют следующие типы коммуникационных стратегий - презентация, манипуляция, конвенция. По уровню открытости, симметрии и способу производимой коммуникаций они тоже отличаются: презентационный тип является пассивной коммуникацией; манипуляционный тип является активной коммуникацией, конвенциональный тип является интерактивной коммуникацией. Точно также основными средствами являются: для презентации - послание, для манипуляции - сообщение, для конвенции - диалог.