ЗНАКОТКАНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАКОТКАНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (часть - 6)

В связи с созданием "иллюзии" сразу возникает тема театрального поведения (См. Семинар 2) Лем выделяет основную характеристику, отделяющую мир театрального представления от обыденного мира, в котором находятся зрители. "В искусстве передача информации идет лишь в одном направлении. Мы являемся лишь адресатами, лишь получателями этой информации, мы только воспринимаем кинофильм или театральное представление, причем пассивно, а не являемся участниками действия" (Лем 1968, 272) "Фантоматика" призвана решить задачу полного вовлечения зрителя в представление, превращения его одновременно в актера, которую своими средствами пытается, как мы видели выше, решить театрализация театра. Для этого, однако, здесь используются не внутренние средства искусства, а определенные технические устройства, позволяющие достичь эффекта "полной иллюзии" (Как мы видели в Семинаре 2, именно отсутствие полной иллюзии, ее условность, в большинстве случаев создает "рамку" театрального поведения, даже при отсутствии внешних границ, таких как рампа и занавес или их театрализации.14) "Фантоматика предполагает создание двусторонних связей между "искусственной" действительностью и воспринимающим ее человеком. Другими словами, фантоматика, является искусством с обратной связью."(Лем 1968, 273)

Однако создания "полной иллюзии" недостаточно для смешения "реальности" и "вымысла". Человек, не находящийся на мета-позиции, всегда склонен их различать (о причинах этого мы говорили, в частности, на Семинаре 3) и "возвращаться" из "актерской" ситуации в "повседневную" (как актер, смывающий грим). Это характерно в том числе и для театрализации жизни(которая, конечно, создает гораздо большую иллюзию, чем просто театральное поведение хотя бы отсутствием ясной, социально признанной "рамки") и для ситуаций различного вовлечения зрителя в спектакль при театрализации театра. "Можно, разумеется, нанять артистов, одеть их в костюмы придворных 17 века, а себя - в костюм французского короля той эпохи и с этими артистами в соответствующей обстановке (например в арендованном старинном замке) разыгрывать свое "царствование на троне Бурбонов". Такая игра не была бы даже примитивной фантоматикой, хотя бы уже потому, что из нее можно легко выйти. Фантоматика предполагает создание такой ситуации, когда никаких "выходов" из созданного фиктивного мира в реальную действительность нет." (Лем 1968, 273)

Для достижения этого Лем предлагает ряд механизмов, в том числе уже известный нам по театрализации театра механизм "текста в тексте" и "театрализацию рамки":" Может ли человек, находящийся в полном сознании, обнаружить фантоматический "обман"? Можно ответить, что если фантоматика станет чем-то вроде современного кинематографа, то сам факт прихода в ее святилище, приобретение билета и другие предварительные действия, воспоминание о которых фантомизируемый сохранит и во время сеанса, а также знание тог, кем он на самом деле является в обычной жизни, позволяет ему относиться достаточно "недоверчиво" к своим ощущениям. Таким образом, даже самый совершенный фантоматический сеанс не мог бы удовлетворить жажду подлинности.15 Неоспоримо, что "вхождение" в фантоматический спектакль можно превосходно замаскировать. Предположим, что какой-нибудь человек приходит в фантомат и делает заказ на экскурсию в Скалистые горы. Экскурсия эта оказывается очень интересной и приятной, после чего человек "пробуждается", то есть спектакль окончен, техник фантомата снимает с клиента электроды и вежливо с ним прощается. Клиента провожают до дверей, он выходит на улицу и вдруг оказывается в самом центре ужасного катаклизма: дома рушатся, сотрясается земля, а сверху стремительно спускается громадная "тарелка", полная марсиан. Что произошло? "Пробуждение", снятие электродов, выход из фантомата - все это также входило в спектакль, который начался с невинной туристской экскурсии..."16 (Лем 1968, 278-279)

К социальным и культурным предпосылкам перехода на мета-позицию необходимо также добавить предпосылки технические - развитие кино, телевидения17 и особенно компьютерной техники, приведшее через компьютерные игры и сетевую коммуникацию к появлению "виртуальной реальности", , воплотившей в жизнь футурологические предсказания Лема.18 В знаковой реальности компьютера могут возникать отныне самые невероятные миры - миры с иными физическими законами и иными типами существ, которые могли до этого существовать лишь на страницах книг. "Виртуальное поведение" преодолевает физическую ограниченность вымышленного поведения, которое до сих пор вынуждено было подчиняться определенным "правилам игры" - физическим законам. Для зрителя, особенно в кино, могла создаваться иллюзия вымышленного поведения, не подчиняющегося этим законам. Тем не менее сам актер всегда был связан ими. В ситуации виртуальной реальности не только преодолевается окончательно разрыв между актером и зрителем (в этом смысле "виртуальная реальность" - логическое завершение процесса "театрализации театра"), но и решается технический вопрос конструирования другой физической реальности (т.е. полной и достоверной "иллюзии", которая в силу своей полноты и достоверности для чувств перестает быть иллюзией)19. Французский философ Поль Вирилио назвал появление виртуальной реальности "катастрофой реального". "Мы на пороге мира, где будет существовать не одна, а две реальности, так же, как у на имеется пара глаз или возможность слышать и басы и дискант, так же, как сейчас существуют стереоскопы и стереофония, так же будет две реальности: актуальная и виртуальная... В один прекрасный день виртуальный мир может вытеснить реальный. Новые технологии направлены на то, чтобы сделать виртуальную реальность более убедительной, чем актуальная, вот в чем истинная катастрофа..." (Вирилио 1995, 210-211)

Одним из результатов неудачи позитивистского проекта поиска абсолютной достоверности, которая бы оправдывала представление о существовании единственной Реальности, стало создание в 1960-е гг. Я. Хинтиккой, С. Крипке, Р. Монтегю и др. совершенно новой философско-логической дисциплины - семантики возможных миров, или теоретико-модельной семантики.

"Одной из основных философских идей семантики возможных миров является та, в соответствии с которой "вечными истинами" (по выражению Куайна) или необходимыми истинами являются те, которые являются таковыми во всех возможных мирах. То, что является истинным в одном возможном мире, может быть ложным в другом..." (Руднев 1996, 70)

Семантика возможных миров дает возможность рассматривать художественный мир вымышленного произведения как один из возможных миров (См. Семинар 1) Уравнивание в правах различных возможных миров приводит к стиранию грани между художественным и нехудожественным дискурсом, вымышленным и невымышленным поведением.