КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ (часть - 1)

Гуманитарные технологи - профессия новая, хотя содержание, составляющее суть этой профессии, существовало всегда. Время повелело этой профессии выделиться в совершенно отдельную отрасль, со своими специфическими технологиями. В данной статье мы хотели бы затронуть тему, которая вовсе не является простым теоретическим разногласием московской и киевской школы гуманитарных технологов, а представляет собой мировоззренческую проблему внутри профессиональной деятельности гуманитарных технологов - проблему коммуникативных стратегий, являющейся базовой для гуманитарных технологий1.

Засилье философии сознания в головах бывших советских граждан еще долго будет давать себя знать в качестве наследия прошлого. Весьма естественным представляется тот путь, который прошла советская общественная теория: увлечение гегельянством и от него переход к феноменологии Гуссерля и его последователей; увлечение изданной альтернативой марксизма в лице Ницше и Шопенгауэра и от них переход к экзистенциализму Ясперса, Сартра, Хайдеггера; увлечение кантианством и от него переход к позитивизму Поппера, Фейерабенда, Куна и др.; увлечение как бы несоциальной проблематикой гносеологии и от этого переход к Уайтхеду, французскому структурализму, формирование целого направления: с одной стороны - Бахтин, Лотман, с другой стороны - Ильенков, Мамардашвили, Щедровицкий. При этом коммуникация как отдельное направление теории так никогда и не становилась предметом прикладного исследования.

Хабермас, Ясперс, Апель заложили основы подхода к цивилизации или культуре с точки зрения того, насколько ее коммуникация является открытой, насколько сама коммуникация является основополагающей для культуры в целом и для ее материального производства в частности. Однако их теории не могут достаточно полно объяснить тот опыт коммуникации, который существует в постсоветских государствах, и связано это с системным характером идеологических конструкций, существующих и воспроизводящихся в постсоветских обществах, широко разработанными и массово применяемыми технологиями манипуляции общественным сознанием. Сама постановка проблемы о переходе от философии и методологии работы с сознанием к философии и методологии работы в коммуникации для людей, вышедших из школы философии сознания, является часто неприемлемой. Без специальных интенсивных и осознанных действий по обсуждению этой проблемы, без разворачивания научной дискуссии в среде гуманитарных технологов, ученых, экспертов и консультантов, без разоблачения идеологических манипуляций в сфере работы с общественным сознанием и без специальных усилий по внедрению конвенциональных коммуникационных технологий эта ситуация не может быть изменена.

Проблема коммуникативных стратегий до сих пор оставалась вне нашего поля зрения, поскольку вопрос о самой коммуникации не являлся главным практическим вопросом гуманитарных технологий. Коммуникация являлась составляющим элементом обучения и организации знания2, но отнюдь не принципом самой социальной инженерии. Однако именно необходимость полномасштабных преобразований в государствах бывшего Советского Союза выносит на первое место коммуникационные стратегии как практическую проблему, значение которой невозможно переоценить. Более того, предварительные эксперименты по реформированию общества показали, что существующий способ коммуникации не позволяет эффективно производить реформы. Оказалось, что прежде чем реформировать общество, нужно реформировать сам тип коммуникации, который может быть использован в процессе реформ.

С другой стороны, уже первый опыт предвыборных кампаний, в которых участвовали гуманитарные технологи, показывает, что использование рекламы и идеологии как коммуникативного действия, будучи возможным в рамках трех инструментальных типов коммуникационных стратегий (презентации, манипуляции, конвенции), предпочтительно используется только в рамках манипуляции. И это предпочтение не зависит только от выбора гуманитарных технологов, оказывающих консультационные услуги власти, это есть тяжкое наследие советской идеократической манипуляционной системы коммуникации. Способ коммуникации, которую используют гуманитарные технологи, был просто воспроизведен внутри существующей коммуникации гражданского общества (коммуникации элиты этого государства внутри себя и с остальными гражданами, коммуникации различных партий и общественных организаций, публичной коммуникации самих граждан). То есть гуманитарные технологи работают над созданием, упаковкой и трансляцией смысла, но не над изменением технологий трансляции смысла. Оказалось, что оставшиеся после Советского Союза коммуникативные технологии трансляции смысла их вполне устраивают для решаемых ими задач. И в этом проблема.

Способ коммуникации: и институциональной, и публичной, - является относительно устойчивым элементом культуры и существует довольно продолжительное время. Поэтому любое производимое социальное действие есть всегда в то же время производимая или воспроизводимая этим действием коммуникационная стратегия, которая создает новый или поддерживает старый способ коммуникации, который затем может закрепляться как содержательное основание культуры вообще. В этом смысле мы говорим не о коммуникации, а о коммуникационной стратегии, тем самым внося в этот инструмент содержание выбора, содержание перспективы и указывая на необходимость постоянных усилий на поддержание этого выбора и такой перспективы. Хочет того гуманитарный технолог или нет, осознает или не осознает, берет во внимание коммуникацию в своей работе или работает только с сознанием, только идеологически, он все равно воспроизводит ту или иную коммуникационную стратегию в сознательно или стихийно изменяющейся коммуникативной среде.

Таким образом, коммуникационная стратегия является отдельной и специально решаемой задачей любого социального действия, не осуществляя которую, мы отдаем формирование коммуникации якобы на волю стихии (а точнее воспроизводим имеющийся способ коммуникации), и тем самым не можем отвечать за успех или неуспех социального действия. Когда же гуманитарные технологи применяют коммуникационные технологии манипуляции и управления поведением через коммуникацию, они могут добиваться поставленной цели: ведь большинство граждан не в состоянии управлять или контролировать коммуникацию так, чтобы осуществлять противостояние этим технологиям. Однако, не будучи способными в деталях понимать манипуляционные действия, граждане-контрагенты просто чувствуют, что их обманывают, и даже если выборы или массированная пропагандистская кампания приносят победу кандидату или приводят к какому-либо изменению массового сознания, для которого гуманитарными технологами применялись эти манипуляционные технологии, то общая ситуация доверия в обществе ухудшается.