СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть III. - 8

Критерии эффективности работы фабрики мысли

Проверять эффективность и реализацию идей фабрик мысли достаточно трудно. К признакам эффективной деятельности мозгового центра можно отнести следующие явления.

Преимущественное влияние на законодательные и исполнительные решения, по которым не было единого мнения и были весьма трудные дебаты, что выражается в интеграции тех или иных частей документов фабрики мысли в официальные документы и решения и отголосках в прессе.

Инициирование целых новых направлений исследования, отраслей хозяйства, государственных программ и т.п.

Изменение в балансе финансовых средств организации. Как правило, увеличение финансовых поступлений является результатом позитивного отношения в работе фабрики мысли.

Признание лидеров фабрики мысли, которое состоит в предложении им руководящих государственных постов, авторитете среди широкой общественности (в СМИ), а также в приглашении их в качестве персональных консультантов ведущими политиками, крупными корпорациями, солидными государственными структурами.

Участие в избирательных кампаниях президента, в публичных слушаниях парламента.

Создание нового типа интеллектуальной работы, новой организационной структуры, которую копируют и повторяют другие фабрики мысли.

Наконец, признание фабрики мысли среди других фабрик мысли.

Критика деятельности фабрик мысли

Фабрики мысли начала ХХ века имели своей целью, прежде всего, привлечение и интеграцию научного знания в решение общественно значимых проблем. Продвижение знания ради качественного улучшения процесса принятия решения на уровне правительства было одним из их основных приоритетов. С тех пор, как Роберт Брукингс и Андрю Карнеги создали свои институты, многие фабрики мысли начали больше работать над политическим влиянием, чем над усовершенствованием самой политики. Они рассматривают свою деятельность как бизнес, чей успех измеряется масштабом сбыта идей.

По мнению некоторых авторов12, фабрики мысли вызывают интерес не столько своими достижениями и своим влиянием, сколько самой мифической идеей "мозгового центра". Мифическое качество оберегает их от более глубокого обследования. Дело в том, что само выражение "мозговой центр" озвучивает многие чаяния западных людей, такие как критическая экспертная масса, междисциплинарное осмысление, адекватность политики, ориентация на будущее. Более того, модельные фабрики мысли, в частности, корпорация Рэнд, Брукингс Инститюшн, Амэрикен Энтерпрайз Инститьют, впечатляют, хотя и не являются типичными фабриками мысли.

Исследования фабрик мысли на самом деле нужны не столько практикующим политикам, сколько гражданскому обществу для контроля и улучшения деятельности политиков через публичную политику. Но в этом и слабость фабрик мысли:

они во многом рассчитаны на активизацию общественного мнения;

непрактичность их работ вытекает из ограниченности ресурсов и большого количества конкурентов в этом секторе;

исследователи в фабриках мысли вынуждены тратить большую часть своего времени на написание предложений. К тому же они подвержены колебаниям политического рынка. В результате, они время от времени вынуждены переключаться на другой фронт работы, на другую тематику, которая имеет большую аудиторию и по которой идет финансирование. Следовательно, они должны временно оставить тематику, которая их интересует. Работа в таких условиях может оказаться трудной задачей, особенно для молодых исследователей, слабо связанных с интеллектуальным рынком;13

немногие фабрики мысли действительно являются междисциплинарными мозговыми центрами; как правило, они опираются на работы экономистов и глобалистов в качестве аналитиков;

фабрики мысли редко подвергают глубокому испытанию и детальной проверке вопросы внедрения;

так же редко они развивают новые политические методологии;

в целом, мозговые центры с трудом составляют конкуренцию государственной бюрократии, хотя многие надежды возлагается именно на них. Идеологический вызов, который они принимают, еще не делает их источником знания и инноваций в практической политике. Основная творческая работа, полноценное использование профессиональных междисциплинарных подходов и самые влиятельные труды исходят не только от фабрик мысли, но и из стен государственного бюрократического аппарата, университетов и организаций частного сектора.

Скорее всего, следует охарактеризовать фабрики мысли как клуб по практической политике. Это означает, что они формулируют цели для ограниченного круга и для специфической аудитории. Некоторые созданы в целях расширения интеллектуального кругозора своих членов; другие - для предоставления специфических услуг относительно узкому кругу профессиональных групп; еще одни - всего-навсего для удовлетворения важных внутренних и внешних символических потребностей идеологических лагерей. Они предоставляют возможность ученым публиковать более доступные работы, а также служат испытательным полигоном для молодых талантов.

Все это, однако, не означает, что они не могут содействовать более высокому уровню политических дебатов.

Для того, чтобы фабрики мысли могли реализовать подлинно новаторские работы, они должны поддерживать проекты с временным сроком от 2 до 3 лет или позволять исследователям делать интенсивную работу в рамках договоренного срока. Более того, междисциплинарная работа должна быть обеспечена для формирования подхода, который действительно обращается к проблемам практической политики. Последний принцип не теряет актуальности даже в тех случаях, когда представители других дисциплин и профессий делают реальный вклад в пакет продуктов фабрики мысли.

До тех пор, пока фабрики мысли не смогут мобилизовать достаточный объем ресурсов на проект со сроком двухгодичного исполнения - в пределах Канады, например, это составляет от 500 тыс. до 1 млн. долларов, - они не смогут достичь необходимого критического уровня для проведения серьезных политических исследований. Этот тезис остается в силе независимо от того, будет у фабрики мысли больше или маленькое количество собственного персонала.

 


 

1 William N. Dunn "A Look Inside Think Tanks" http://www.cipe.org/e21/dunE21.html Вернуться

2 http://www.cipe.org/e21/dunE21.html Вернуться

3 http://www.cipe.org/e21/priE21.html Вернуться

4 Pete Dupont, бывший губернатор Штата Делавар, а ныне заведующий кафедрой политики при Национальном центре политического анализа (National Center for Policy Analysis) - http://www.public-policy.org/~ncpa/ Вернуться

5 http://www.cipe.org/e21/truE21.html Вернуться

6 Michael Dolny. "The Think Tank Spectrum", "Extra" May/June 1996 Вернуться

7 http://www.cascadepolicy.org/websites.htm Вернуться

8 Toward a More Civil Society: An Overview of the Urban Institute by Makiko Ueno - http://www.nira.go.jp/publ/review/96autumn/ueno-ma.html Вернуться

9 Beyond the Myth: New Challenges for Think Tanks by Evert A. Lindquist - http://www.nira.go.jp/publ/review/97autumn/alind.html Вернуться

10 "The myth of political correctness: the conservative attack on higher education", John K. Wilson (1995), *Land of idols: political mythology in America*, Michael Parenti, "The Closing of the American Mind" (1987), by Allan Bloom, Charles Syke's (1988) "Profscam", Roger Kimball's (1989) "Tenured Radicals". Lynn Cheney's (1991) "Telling the Truth", and D'Souza's infamous "Illiberal Education" (1992). Вернуться

11 http://www.nira.go.jp/publ/review/98summer/abelson.html Вернуться

12 Beyond the Myth: New Challenges for Think Tanks by Evert A. Lindquist. - http://www.nira.go.jp/publ/review/97autumn/alind.html Вернуться

13 Toward a More Civil Society: An Overview of the Urban Institute by Makiko Ueno - http://www.nira.go.jp/publ/review/96autumn/ueno-ma.htm Вернуться