ЭЛИТЫ И ГОРОДА УКРАИНЫ (часть - 5)

Что касается так называемой столичной государственной элиты, то оказывается, что у нас нет такой элиты. Не потому, что ее место пусто, а только потому, что она не выполняет своих задач. Она не может определиться ни в рамках картины мира, ни в рамках социальной доктрины государства, ни создать среду коммуникации как внутри государства, так и представить его образ вовне (в ту же Европу или в мир в целом), ни предложить конвенцию для региональных элит, ни создать государственную стратегию перспективного планирования на 10, 20, 30, 50 лет вперед, ни предложить открытый проект трансформации общества на определенный период времени. Поэтому граждане государства не доверяют государственной элите, и правильно делают. И такая ситуация не является случайной или объективно сложившейся, она имеет чисто субъективную природу, более того, процессы выработки такой государственной стратегии тормозятся. Прямым следствием этого может быть потеря значительной частью столичной элиты своей роли, выбрасывание ее из процесса реального принятия решений. Иначе говоря, стоит вопрос о потере власти целым поколением элиты, а не об отлучении от власти какой-то из ее группировок.

Элита определяется глубиной проблем, которые она решает, масштабностью выполняемых задач и уровнем притязаний. Большинство граждан, очевидно, мало разбираются в содержании проблем, задач и притязаний. Однако что действительно ощущает большинство граждан Украины, так это мелочность задач и проблем, ничтожность притязаний нынешней украинской элиты. Это ощущение и привело к стихийной утрате доверия большинства населения Украине к столичной элите. Независимо от того, кто возьмет на себя роль будущей государственной элиты Украины, нынешняя часть столичной элиты, волею судьбы оказавшись на государственном месте, может вернуть себе доверие единственным образом. Для этого нужно обеспечить открытое обсуждение поставленных перед элитой задач, заявить и приступить к разработке государственной стратегии, обеспечить открытый приток новых политических сил, создать новую структуру коммуникации столичной и региональной элит, и тем самым подготовить новое поколение элиты. И вот хотя бы таких притязаний нынешней столичной элите было бы уже достаточно, чтобы уйти в роли государственной элиты.

А пока мы можем констатировать только усиливающийся конфликт элит. Этот конфликт происходит не только между по-разному социально ориентированными течениями в элите (ориентация на классовое или национальное государство), но и конфликт по способу позиционирования и влияния на власть между региональной и государственной, между городской и государственной частями столичной элиты. Столичная государственная элита до сих пор не имеет своей стратегии, она постоянно лавирует и сдает свои позиции региональной столичной элите. Конкуренция элит происходит внутри борьбы за бюджетные ресурсы, за лакомые куски бывшей государственной собственности, но содержание этой борьбы элитой все еще не осмыслено, и это проблема отдельного разговора.


Сергей Дацюк, Владимир Грановский, Агентство гуманитарных технологий