СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (часть - 11)

16 Эта степень определяется существующей внутри совокупного агента стратегического поведения иерархией. Необходимость иерархии диктуется несколькими причинами - соблюдением тайны ( не зря Сунь-цзы все время подчеркивает, что о планах полководца должен знать лишь он сам - "Что знают двое - знает и свинья"), проблемой возможности понимания, которая зачастую ведет к необходимости применения мета-управления к своим же сторонникам, в бесконфликтной ситуации (см. выше), возможностью расхождения интересов во времени. Вернуться

17 Стратегом мы называем то лицо или группу лиц в иерархии агента стратегического поведения, которое внутри этой иерархии осуществляет исключительно сознательное знакотканое поведение. Вернуться

18 Подробнее об этом- в заметке Е. Островского "Элиты: тяжелая ноша стратегии" (рукопись) Вернуться

19 Выше мы все время говорили о том, как знакотканое поведение выдается за реальное (маневр за правильный бой), но не менее эффективным способом маскировки является выдавание правильного боя за маневр. Примером здесь могут послужить "потешные" Петра Первого, которые воспринимались его противниками как знакотканое, игровое поведение, не имеющее отношение к реальностям борьбы за власть, а затем оказались важным инструментом этой борьбы. В рамках подобной маскировки работает принцип "искусство как алиби", когда безобидный художественный перформанс может оказаться серьезной политической акцией, имеющей реальные последствия. Вернуться

20 Для "отсутствия формы", т.е. реального поведения, замаскированного знакотканым, достаточно, чтобы такого поведения не было, как в случае чистого театрализованного или игрового поведения. Практически здесь идет речь о чистой мета-позиции - мета-позиции по отношению к любому (своему либо чужому) поведению. Стратегическое поведение может стремиться к этому только в идеале, так как всегда имеет цель и остается поэтому "реальным" поведением. В этой связи Сунь-цзы говорит о "выгоде", которая всегда преследуется стратегическим поведением. (См. Конрад 1995, 246-247) Вернуться

21 Сорай в 18 в. пишет:" Эти положения являются не только основным законом для военных стратегов древних и новых времен; все те, кто, живя в этом мире и занимаясь жизненными делами, захотели бы развить большую деятельность, в такой же мере должны принять положения Сунь-цзы как высшее руководство" (Цит. по Конрад 1995, 246) Вернуться

22 Таранов предлагает в своей книге такие определения мета-управления в условиях конфликта: Вернуться

"Манипуляция - исполненная коварства, но всегда внешне пристойная и чистая, изощренная по способу осуществления, обычно театрализовано обставленная акция одного человека или группы лиц в намерении нарушить или разрушить чужие интересы, чтобы привести к торжеству и победе интересы собственные. Интрига - хитрый поведенческий маневр скрытого смысла, неузнаваемо запутанный для внешнего восприятия по мотивам, методам, целям. Первое, что она делает, это замутняет или вообще "отключает" внимание, затем блокирует осторожность, а далее - "плетет паутину, расставляет "капканы", роет ловушки. (Таранов 1995, 478-479) 23 Txy выступает здесь не как отражаемый, а как планируемый элемент -"будущее, запланированное в настоящем" (Лефевр 1973. 50) Вернуться

24 Лефевр толкует "рефлексивное управление" также как "особый способ получения информации о партнере", при котором Y получает информацию об X, поскольку сам ее в него заложил. (См. Лефевр 1973, 44) Вернуться

25 Во времени развернута любая схема управления, ибо по мере восприятия контрагента она погружается в прошлое. Речь здесь идет о большей или меньшей продолжительности воздействия схемы на контрагента - продолжительная "история" вызывает больше доверия к ее подлинности. Вернуться

26 В ситуации конфликта бесконфликтное мета-управление может использоваться для управления собственными последователями (в войне -войсками), т.е. конструировании совокупного агента мета-управления, часть которого будет осуществлять бессознательное знакотканое поведение (см. выше об иерархии).Ср. представление Сунь-цзы о том, что полководец должен привести своих солдат в "местность смерти", чтобы они храбро сражались, не имея иного выхода. Данную деятельность части совокупного объекта мета-управления по отношению к другой части мы будем называть "внутренним мета-управлением". Вернуться

27 Подробнее смотрите доклад Е. Островского "Реванш в виртуальном пространстве - почему бы и нет". Вернуться

28 За исключением случаев его сознательного обмана, при котором, естественно, возникает конфликт интересов. Вернуться

29 Даже в ситуации искания любви женщины за это могут бороться два претендента, применяя техники мета-управления (См. вышеупомянутый рассказ Лема "Корпорация "Бытие".) Вернуться

30 См. к примеру : А. Максимов "Как эффективно провести избирательную кампанию// Как победить на выборах. М. 1995, Д. Водотынский, Е. Егорова-Гантман, Ю. Косолапова, С. Разворотнева, Н. Ракитянский, Е. Светлицкая (Абашкина). М. Сиверцев "Политический консультант в российских избирательных кампаниях", М. 1995, энциклопедическая "Современная реклама" и т. д. Вернуться

31 Потребителя толкают к следующему рассуждению:" Меня убеждают купить что-то, я подумаю и свободно решу, нужно ли мне это..." Вернуться

32 Переход потребителя в "референтную группу", желаемый им, может осуществиться лишь при освоении всех сторон "формы жизни" данной референтной группы, а не только через покупку определенных товаров. В то же время такое потребление может стать действительно первым шагом при переходе в новую языковую игру. Вернуться

33 Использование СМИ как канала трансляции, однако, не исключает важности непосредственных контактов с потребителями-избирателями, что показывает достаточно успешное применение мультимаркетинга в рекламе и принципа "дверь в дверь" в избирательных кампаниях. Вернуться


Виктор Осипов