СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть III. - 4

Внешняя политика в работе фабрик мысли

Крупные фабрики мысли сегодня в состоянии влиять не только на политическую линию страны, но и на другие государства. Одной из сфер активного вмешательства фабрик мысли является внешняя политика. И хотя эта сфера, как и сфера обороны, считается наиболее закрытой сферой государственной политики, тем не менее, она не осталась за пределами досягаемости фабрик мысли, поскольку нуждается в серьезных наработках фабрик мысли, прежде всего, из-за ее специфичности. Практика государственной политики США послевоенных лет показывает, что политические лидеры и кандидаты в президенты, как правило, не располагают глубоким знанием внешней политики при приходе к власти. Это обстоятельство не в последнюю очередь связано с традицией изоляционизма в американской внешней политике. Таким образом, фабрики мысли всегда были у дел во внешней политике. И самые известные кадры в американском политическом истэблишменте и в среде фабрик мысли оказались занятыми именно во внешней политике. Достаточно сегодня упомянуть такие фамилии как Бжезинский или Дж. Сорос (кроме руководителя собственного фонда, последний является одним из директоров Внешнеполитического совета).

Образование в работе фабрик мысли

Образование составляет второе главное направление работы фабрик мысли. Интересно, что по мере продвижения к открытости, такие закрытые фабрики мысли как Рэнд Корпорэйшн прежде всего начали ориентироваться на сферу образования. В принципе развитие Рэнд идет в ногу с развитием и состоянием духовно-интеллектуальной сферы общества, а точнее, с развитием науки. Так, в эпоху научно-технической революции, научно-технического прогресса и военно-политического противостояния двух противоположных общественно-политических систем - 50-60-ые годы - организация активно занимается именно военно-технологическими разработками. Затем, когда наступает кризис исследовательской науки и кризис системы образования, Рэнд активно занимается вопросом становления научных кадров, то есть вопросом образования.

Сегодня фабрики мысли активно участвуют в дебатах о реформировании системы образования США. Помимо общественно-политической значимости этой темы, немаловажное значение имеет тот факт, что государство активно стимулирует финансирование дебатов и исследования данной проблематики. Не вызывает сомнения, что со временем все большие бюджетные средства будут направляться на решение этого вопроса на местах и на уровне федерального центра.

Финансовая деятельность фабрик мысли

Адвокатские фабрики мысли затрачивают, практически, столько же средств на мероприятия по проталкиванию своих продуктов и идей, сколько на исследовательские работы. Дело в том, что эти организации не ограничиваются тем, что производят хорошие разработки или исследования или же просто представляют свои оценки и комментарии той или иной общественной практики. Главная их задача, по сути, заключается в том, чтобы содействовать изменению общественно-политической практики, реализации общественно-значимых проектов на практике - то есть воплощать свои программы в жизнь.

Фабрики мысли же в странах переходной экономики сталкиваются с острой проблемой поиска финансирования. Как правило, филантропическая деятельность в этих странах еще не получила должное оформление и законодательную базу. В результате, фабрики мысли в странах Восточной и Центральной Европы по большей части находятся на довольствии у правительства или у политических партий.

Хотя в определенный период становления фабрик мысли вполне допустимо некоторое сочетание частного и государственного финансирования, тем не менее, предпочтительно избежать зависимости от государственного финансирования. Такая зависимость неизбежно ограничивает свободу критики правительства и непредвзятого отношения к его политике. Конечно, в мировой практике существует пример, когда государственное и партийно-политическое финансирование не мешает нормальной работе фабрики мысли - это имело место в Германии. Однако, это во многом зависит от политической культуры и политической среды, складывающихся в каждой стране. В таких странах, где традиции демократической культуры еще не прижились, где долгое время преобладала практика искажения фактов и преследования свободомыслия, такую зависимость следует свести к минимуму. К тому же практика стран Латинской Америки является примером успешной политики создания независимых фабрик мысли.

В принципе, фабрики мысли должны опасаться зависимости как от государственного, так и корпоративного финансирования. И даже в том случае, если организация на 50% финансируется из корпоративного фонда, все равно она должна определить свои отношения с донором так, чтобы минимизировать его вмешательство в своей творческой лаборатории. В некоторых случаях автономия обеспечивается тем, что донору разрешается участие в определении повестки дня фабрики мысли.

В бюджете американского Фонда наследия, например, доля корпоративных спонсоров не превышает 10% бюджета. Зато больше половины средств фонд собирает у физических лиц по всей стране. Вкладчиками фонда за последние 20 лет стали более 240 тыс. человек. Такая социальная ориентация фонда имеет и политический подтекст. Максимально расширяя свою социальную базу, фонд, таким образом, обеспечивает себе моральное право говорить не от имени группы из 5-10 финансирующих его корпораций, а от более широкого слоя и массы доверяющего ему населения. Вторым крупным источником финансирования фонда выступают организации, предоставляющие разного рода гранты и стипендии.