ЭЛИТЫ И ГОРОДА УКРАИНЫ (часть - 1)

В жизни всякого государства на протяжении всей его истории существуют определенные социальные прослойки и некоторые пространственные центры стремления, которые существенным образом влияют на это государство. Такими образованиями, на мой взгляд, являются элиты и города любого государства. Элиты выполняют организующую роль по отношению к гражданам государства и вырабатывают идеологию этого государства, в то время как города являются центрами пространственной организации жизни государства, узловыми точками коммуникации и материального производства гражданского общества.

Формирование элит и городов - узловые точки любой стратегии того государства, которое ставит себе некоторые условные цели своего развития. Особое значение эти узловые точки приобретают в так называемые переходные периоды, когда рушатся старые представления и ценности и формируются вместо них новые. Сегодня много разговоров ведется вокруг украинской нации, национальной идеологии. Однако мне хотелось бы перевести разговор в плоскость вот какую: какова должна быть элита этого государства, как она должна быть сформирована, каковы ее цели и задачи, с одной стороны; и как должна быть налажена система развития городской культуры Украины, насколько должна доминировать городская культура в общем культурном пространстве, какую роль должен выполнять тот или иной город в Украине, с другой стороны. И в контексте общей тематики элит и городов нужно выяснить, что такое Киев как столица, и что такое столичная элита.

Исторический путь украинской элиты

Исторический путь украинской элиты связан с украинским государством. Украинская нация складывается намного позже, нежели возникает Киевская Русь - государство, территорию которого занимает и культурным наследником которого является нынешняя Украина. Наличие государства предполагает наличие элиты, при этом государственная элита и национальная элита - разные образования. Мы можем сказать, что являемся преемниками государственной элиты Киевской Руси, которая тогда еще не являлась национальной элитой, но была предшественником и прообразом как элиты Московской Руси, так и элиты того украинского государства, которое обрело свое национальное содержание где-то в XVII веке.

Киевская Русь возникает в результате сознательных усилий элиты - киевских князей, которые, во-первых, объединяют прилегающие руськие территории и организуют некоторое государственное пространство за счет развития торговли, сельскохозяйственного и ремесленного производства, во-вторых, придают этому пространству культурный смысл, принимая христианскую религию в качестве государственной идеологии, а в-третьих, обеспечивают преемственность государственной элиты, передавая власть от князя к князю.

Нужно подчеркнуть тот факт, что государство Киевская Русь даже в названии содержит город - центр, вокруг которого происходит геополитическое объединение географического пространства руських земель. До тех пор, пока элита выполняла перечисленные нами задачи, существовало и само государство.

Как известно, период возвышения и развития Киевской Руси сменяется периодом политической раздробленности - с 1146 по 1246 год город Киев 47 раз переходит из рук в руки, 24 князя отвоевывают его друг у друга. Удельные князья все больше приходят к выводу, что не объединение и не организация вокруг Киева может обеспечить им жизнь, но лишь собственное их удельное княжество. Торжествует "принцип вотчины". На политической карте появляется от 10 до 15 независимых удельных княжеств, наиболее заметными из которых были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Черниговское и Смоленское. Дважды Киев был сильно разрушен. В 1240 году Киев был разрушен монголо-татарами, и с этого времени происходит увядание государства.

После распада Киевской Руси в XII веке мы видим смену ориентации государственной элиты бывшей Киевской Руси под действием Литовского государства, Польши и Московии. Литовская династия первая начала экспансию и, как известно, быстро обрусилась и породнилась с киевскими и московскими князьями. Затем Польша, называя себя "щитом христианства", проводит свою экспансию. Приблизительно на протяжении второй половины XIV века Литовское и Московское государство начинают процессы объединения территорий руських земель, подспудно преследуя цель создания единого общеруського государства. Московская Русь представляла собой конгломерат с вассальной зависимостью от татаро-монголов (Азия), в то время как Литовское государство ориентируется больше на Запад. Москва, разгромив татаро-монгольские войска на Куликовом поле в 1380 г., вытесняет из руського геополитического пространства Литву, которая ввязывается в череду польсько-литовских уний.

Выбор элиты территории бывшего государства Киевской Руси этого времени (XII-XVII) представляет собой раскол: часть элиты ориентируется на Европу, полонизируется, окатоличивается, другая часть ориентируется на Москву. Отражением западных устремлений части украинской элиты того времени стало усиление Галицко-Волынского княжества, а также основание в 1256 году Львова, куда для заселения были приглашены ремесленники и купцы Германии и Польши. Хотя Киев и представляет все еще лакомый кусок для князя Данила, он больше не играет государствообразующей роли. Последователи же Данила развивают экспансию на Запад, захватывая Закарпатскую Русь. Таким образом Галичина представляет собой именно прозападную, и более узко - польско-германскую ориентацию украинской элиты.