ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ (часть - 2)

Собственно поэтому речь сегодня должна идти не об идеологии, а о конкретной социальной инженерии на индивидуальном уровне - о так называемом частном проектировании. В области частного проектирования находятся рядоположенные сегменты - личностное, институциональное и корпоративное проектирование. Главной задачей частного проектирования является вписать частный (личный, институциональный или корпоративный проект) в социальную стратегию общества и добиться его эффективного выполнения в перспективе. Главные слагаемые частного проектирования - престиж, доходность, перспективность, эмоциональное ощущение удовольствия от процесса дела.

Таким образом речь идет о формировании целой отрасли промышленности, которая создаст сам социальный заказ на социальную инженерию. В обществе, состоящем из слабо мотивированных субъектов, с неправильно или стихийно и случайным образом сформированными их жизненными стратегиями, трудно получить социальный заказ на инженерию. Чтобы интеллектуалы оказались нужны, необходимо, чтобы люди вообще чего-нибудь захотели. Только после этого мы можем говорить о правильном хотении.

Далее, что же такое правильное хотение? Желание или потребность весьма важная составляющая любого социального производства. Эту эстафету вполне можно и нужно перенять как опыт из подобных развитых западных технологий, не брезгуя и собственным опытом касательно социального формирования потребностей. То есть речь идет не о хорошем хотении, а о правильном, о хотении по некоторым правилам производства и продвижения самих потребностей в общество. При этом необходимо учесть, что формирование картины мира, осмысление себя в мире и инсталляция потребностей переходит на микроуровень.

Старый метод работы - идеологический - когда мировоззренческие идеи неизменно выстраивались в систему, эта система служила основанием для организации всей совокупности знаний, являясь в то же время основой потребностей и поводом для социального контроля и управления поведением социума вообще и индивидом со стороны коллектива в частности, сама при этом оказываясь вне контроля - более непригоден для нас. Вместо него, мы предлагаем новую методологию - социальное проектирование или социальную инженерию, где все социальные проекты не служат основанием для тотальной организации системы знаний, являются открытыми для обсуждения и динамичного изменения, а технологии их производства и сопровождения, равно как и сами производимые ими социальные потребности, тоже открыты и подвержены социальному контролю.

Социальное проектирование оставляет вопросы мировоззрения на уровне личного выбора. Социальный проект в форме контракта оговаривает степень участия личности в коллективе единомышленников (корпорации), и это участие не может быть связано с ограничением индивидуальной свободы мысли или слова, а также не может быть связано с ограничением тех действий личности, которые не связаны с выполнением проекта. Социальное проектирование основано на создании преимущественно горизонтальных связей и сетевых форм организации, а не иерархических систем с управлением через ограничение, запрет и указание. Социальное проектирование внедряет стратегический тип управления через порождение особого климата доверия и интеллектуального поощрения, способствующего и мотивирующего инициативу участников проекта.

В известном смысле мы переходим от полномасштабной единой коллективной социальной идеологии к идеологии в розницу, к частным (личным и корпоративным) стратегиям. Проектирование личности, психосоциальная инженерия, стратегическое корпоративное планирование, проекты институционального реформирования - сфера государственного интереса. Только в условиях такой переориентации социального мировоззрения вообще и запросов со стороны власти в частности возможно появление заказа на социальную инженерию.

Отрасли индустрии
В двойственном названии "ноу-хау" вторая часть слова "хау" означает "как". То есть речь идет не просто о знании, но о таком знании, которое практически применимо, с одной стороны, и структурировано для возможности последовательной передачи в качестве теории или опыта, с другой стороны. Задача индустрии социальной инженерии произвести не просто "человека знающего", но произвести необходимые такому человеку социальные связи, произвести социальную организационную структуру в обществе, которая бы позволила, опираясь на наличные социальные связи и знание, создать человека нового качества. Собственно поэтому индустрию социальной инженерии можно назвать гуманитарным производством.

С точки зрения производимого продукта индустрия социальной инженерии делится на сектор производства индивидуальности, сектор производства социальных связей, сектор структурного или организационного производства. Причем структурное или организационное производство и есть производство законов, исполнительных решений, типов управления и организации других видов производства, производство необходимой инфраструктуры для коммуникации в процессе осуществления или производства социальных связей. Как различить два похожих сектора? Скажем отрасль производства коммуникации поскольку она занимается компьютеризацией и интернетизацией с точки зрения инфраструктуры (техники и магистралей передачи информации), поскольку она вырабатывает законы, форматы, правила в своей сфере и вокруг свой сферы, постольку она относится к структурному и организационному производству. А когда она занимается при помощи своих технологий паблик рилейшнз, рекламой и организацией социальной коммуникации, она относится уже к производству социально-коммуникативных связей.

С точки зрения типологии деятельности социальная инженерия делится на четыре типа производства: проектирование, консультирование, обучение и управление. Большинство отраслей социальной инженерии представляют собой интегральные, то есть содержащие несколько или все типа производства. Зачастую сами эти типы деятельности неразрывно связаны. Гуманитарные технологии, используемые в гуманитарном производстве или социальной инженерии, являются по преимуществу интегральными, синтетическими и претендующими на универсальность, технологиями.