СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (часть - 7)

Если требуется получить понимание от одного человека, достаточно вступить с ним в определенным образом организованный (хотя бы по правилам Карнеги) непосредственный контакт. Необходимость иметь дело с многими людьми требует использования иных каналов. Возникновение "паблик рилейшнз" в экономической и политической жизни во многом было обусловлено появлением принципиально новых каналов трансляции, позволяющих опосредованно осуществлять коммуникацию со значительным количеством контрагентов (например, с помощью радио и телевидения).

Действия политика при этом оказываются театрализованными, знакоткаными. Политика становится телевизионным "представлением", спектаклем, который ставится в расчете на определенную реакцию зрителей - будущих активистов и избирателей.33

"Местом осуществления политики в обществах прошлого было некое публичное пространство (площадь, форум, агора...). В настоящее время публичное пространство уступает место публичному изображению. Телевидение превратилось в форум всевозможных эмоций и предпочтений. Сегодня избиратель голосует, глядя на экран телевизора... Мы движемся по направлению к катодной демократии." (Вирилио 1996, 131)

В этом смысле "горячие войны", еще происходящие на периферии войн холодных - смысловых и информационно-технологических, оказываются, как и "холодные" конфликты, театрализованы, направлены через СМИ на зрителя, который и определяет "правых" и "виноватых", в конечном счете определяет победителей. Это позволило Ж. Бодрийяру сделать провокативное утверждение по поводу американо-иракского конфликта в Персидском заливе в 1991 году, что вообще все военные действия велись на экранах компьютеров, что "войны в заливе не было":"Война, превратившись в информацию, перестает быть реальной войной и становится войной виртуальной". (Бодрийяр 1994, 33)

Знакотканость горячих войн (как и иных конфликтов) значительно усилена их прямой трансляцией: "На протяжении более чем десяти лет Тед Тернер создает свой театр "настоящего времени", театр прямого эфира, который заставляет нас принимать за истину все то, что демонстрируется в прямой трансляции." (Вирилио 1996, 133) Режиссируются при этом не показываемая передача или сюжет в новостях, а сами события.

Экономические и политические решения зрителя предопределены характером получаемой им в коммуникации информации, которая выступает как отражение уже знакотканого, театрализованного в стратегических целях, поведения. Воздействие информации на зрителя зависит не от ее "истинности", а от построения событий, основанного на предсказаниях возможной реакции.

"Бессмысленно спрашивать о том, что отличает "информацию" от "пропаганды". Вопрос потерял свою актуальность, так как активная - интерактивная - дезинформация никогда не бывает лживой...

Именно так и рождается грозный призрак "четвертого фронта", фронта коммуникационного оружия...Империализм этого нового вида вооружений, обладающий чисто технической природой, будет сопровождаться возвратом к феодализму, в рамках которого древний замок сеньора уступит место спутнику связи - властителю времени и пространства в обществах, подчинившихся его ненавязчивому контролю..." (Вирилио 1996, 131, 133)

Приложение 1

Стратагемы по Х. Фон Зенгеру, попытка систематизации

Стратагема в общем случая определяется как любая хитрость или уловка, направленная на достижение цели субъектом. Согласно китайской традиции стратагемы носят в основном военный характер, большая их часть была описана китайским военными теоретиками ( напр. Сунь-цзы) и применялась в вооруженных конфликтах на протяжении всей китайской истории. Однако совершенно очевидно, что с уходом в прошлое эпохи "горячих" войн, стратагемы не остались всего навсего любопытной исторической диковинкой. В эпоху холодных войн стратагемы могут применяться еще более эффективно нежели раньше, т.к. именно в холодных войнах во главу угла встало не мужество воинов и их готовность к смерти, а стратегическая мудрость полководца, его способность к прогнозированию поведения противника (контрагента) и к управлению им.

Стратагемное поведение является знакотканым, соединяя черты естественного поведения и театрального поведения, оно направлено на создании у контрагента иллюзии, уверенности в неправде, ведущей к поражению контрагента и (или) получению выгоды агентом.

В книге Зенгера не приведена удовлетворительная классификация стратагем.Мне, однако, представляется очевидным, что описанные стратагемы могут быть приведены к нескольким общим "родовым" категориям. Обозначение этих категорий может облегчить понимание, и как следствие этого, использования стратагем.

Тип 1: Стратагемы без контрагента

К этой группе относятся стратагемы, где непосредственно не присутствует управление поведением контрагента, они модулируют поведение самого агента, тем самым создавая предпосылки для совершения агентом знакотканого поведения. Любому действию, направленному на изменения поведения контрагента, должно предшествовать изменение собственного поведения. Стратагемы без контрагента готовят агента к использованию других стратагем