ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ (часть - 1)

Ремесленничество и индустрия

То, чем мы занимаемся сегодня в сфере интеллектуального производства, -ремесленничество. Мало получить заказы на психоанализ, на социологические исследования, консалтинг, оргпроектирование, стратегическое планирование или политический имиджмейкинг. Одиночные заказы, даже если у исполнителя есть имя и репутация, могут поддерживать только ремесло и приносить персональный доход относительно невысокого уровня.

Индустрия отличается от ремесленничества по крайней мере несколькими качествами. Прежде всего, это наличие сознательно используемых технологий, предполагающих высокий уровень капиталовложений. Это означает теоретическое осмысление используемых технологий, инвестиционные вложения в производство и развитие технологий. Во-вторых, индустрия отличается от ремесленничества массовостью производства. В-третьих, индустрия отличается от ремесленничества разделением труда и организационной структурой, наличием конвейерного производства, когда продукт поставлен на поток, а система производства процедуризированна. В-четвертых, индустрия отличается широко организованной системой профессионального образования и созданием рынка рабочей силы. В-пятых, индустрия отличается изменением социальной роли массово производимой продукции от единичного ремесленного производства, и эта роль предполагает активное формирование заказа (где производитель помогает заказчику лучше осмыслить и сформировать свою потребность), организацию послепродажной поддержки произведенной продукции, работу по рекламе и продвижению продукции, а также долгосрочное планирование и возможность накопления крупных инвестиционных вливаний. Поверх этого могут снова возникать эксклюзивные заказы и "ноу-хау", которые требуют иной типологизации и иных способов воспроизведения.

Индустрию невозможно создать без технологичного и проектного подхода. Это значит, что нам необходим свой журнал, свои периодические постоянные встречи и обмен мнениями, теоретическое обсуждение применяемых технологий, и осознание себя как не просто работников интеллектуальной сферы, и даже не как собратьев по цеху ремесла, но как партнеров по созданию индустрии социальной инженерии. Нам необходимо публичное обсуждение проектов в области социальной инженерии, планирование инвестиций, установление правил честной конкуренции на рынке интеллектуального производства в области социальной инженерии.

Как первый шаг перехода к организационному проектированию отраслей промышленной социальной инженерии мы должны обсудить изменение позиции интеллектуалов. Сегодня интеллектуалы стоят дешево, и чаще всего, если они не стоят с протянутой за деньгами рукой, то зарабатывают из них единицы. Изменение позиции на рынке интеллектуального производства связано не столько с появлением примеров успешной реализации проектов, сколько с организацией повторяемых схем предоставления интеллектуальных услуг в определенных нишах социальных заказов и с появлением ценовой политики. Такими примерами успешной реализации могут являться всем известные структуры в области интеллектуального производства, которые окрепли, продолжают развиваться и фактически диктуют ценовую политику. Именно наличие таких структур дает нам возможность поставить вопрос о перспективах создания промышленного производства услуг и продуктов в области социальной инженерии, в области гуманитарного производства.

Интеллектуал, выходя на рынок, становится бизнесменом, а его рыночная позиция всего лишь превращенная форма его общественной позиции, и он плохо отдает себе отчет в том, внутри какой позиции он выбирает и формирует свой заказ. Это изменение позиции интеллектуала на рынке социальной инженерии должно быть связано с осознанной, методологически проработанной организационной и менеджерской работой. Одно дело найти себе индивидуальный заказ на оказание каких-либо интеллектуальных услуг, и совсем другое дело развернуть структуру, набрать людей и добиться эффективной работы этой структуры по выполнению целого ряда подобных заказов, сделать этот процесс открытым и доступным для коллег и посторонних наблюдателей с точки зрения целей и продуктов работы. Переход от позиции индивидуального ремесленничества к открытому организационному проектированию структуры, текущему менеджменту внутри структуры, кадровому поиску (рекрутингу) профессионалов, ритмичному обеспечению портфеля заказов, производству и продвижению корпоративных технологий интеллектуальной работы, формированию рынка корпоративных заказов по социальной инженерии - вот тот переход, который всех нас ожидает, и который по известным причинам тяжелого совкового наследия нам всем трудно дается.

Социальный заказ индустрии

Мы получили общество людей, которые не знают, как найти свое место в жизни, как применить свои, порой уникальные, знания, как организовать и начать свое дело, как правильно построить долгосрочную стратегию личного развития и развития своего корпоративного бизнеса. Интеллектуалы много говорят об экономике, о политике, но должны говорить о собственной позиции, собственных способностях, собственном рынке для своих интеллектуальных продуктов. Эта проблема является решаемой только в том случае, если мы незамедлительно приступим к формированию собственной позиции и собственных способностей. Однако самая главная проблема сегодняшней социальной жизни - никто ничего не хочет делать. То есть кроме отсутствия вышеописанных способностей мы вынуждены констатировать еще и отсутствие непосредственно мотивированных жизненных стратегий. Как оказалось, удаленные мотивации типа коммунистического рая или национального государства всеобщего благоденствия почему-то создают довольно слабую мотивацию. Мотивация же должна быть непосредственной и очевидной.