ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ(часть - 5)

Интеллект

Еще раз отвечая на вопрос о том, кто собирается влиять на социальную ситуацию, уточним: собирается влиять интеллект, и он сам в состоянии создать все условия для этого. Может ли быть интеллект субъектом социальной инженерии и какая роль ему отводится в качестве субъекта влияния в процессе такой инженерии? Интеллект становится субъектом социального влияния только тогда, когда оказывается главным основанием гуманитарных технологий. Не всегда интеллект бывает в состоянии производить и применять гуманитарные технологии в области социальной инженерии. Иногда ему в этом бывает отказано. В обществе к интеллекту должно быть доверие прежде, нежели этот интеллект может быть использован и доказать свое преимущество. Таким образом, создание доверия к интеллекту есть первейшее условие его использования в качестве инструмента.

Такое доверие к интеллекту в области социальной инженерии создается в течение продолжительного времени и зиждется на его моральном и качественном превосходстве относительно других, неинтеллектуальных технологий. Моральное превосходство означает, что этическое измерение (включая собственную репутацию и моральный облик партнера) есть всегда необходимая составляющая любого социального действия. Моральный облик и репутация не происходят от простого отсутствия некоторых действий, ведь конкуренты всегда могут приписать некоторые нежелательные свойства, подставить, обвинить, разыграть кампанию по дискредитации. Этическое измерение требует постоянной работы, активного вмешательства и коррекции нежелательных характеристик. Интеллектуальные инструменты позволяют всегда ответить на ином уровне, тоньше, эффективнее, демонстрируя очевидное превосходство. Поэтому интеллект есть активное, опережающее действие, напряжение при решении любой социальной задачи как уникальной, и производящее уникальное ее решение. Интеллект оказывается впереди простого профессионализма, ибо профессионализм действует стереотипами и шаблонами, в то время, как интеллект всегда предлагает уникальное решение, творческий продукт.

С другой стороны, решения интеллекта учитывают не только местные масштабы решаемой ситуации, но и глобальную ситуацию, не только некоторое одно измерение, но многомерный подход, не только данное состояние, но и прогнозируемую перспективу. Включенность интеллекта в гуманитарные технологии на некоторой ограниченной территории означает вступление его в глобальную войну инициатив, в борьбу с оккупацией этой территории чужими смыслами, символами и образами. Выгнать с территории эти чужие смыслообразы можно лишь масштабно обеспечив ее собственными продуктами такого рода. А ведь это та задача, которая должна всегда решаться помимо конкретной проблемы, и она требует постоянного интеллектуального напряжения. Технологии, которые разрабатываются годами и десятилетиями, предлагаются в сжатые сроки, причем всегда предлагаются в переработанном относительно данной проблемы или ситуациии виде.

Таким образом, интеллект постоянно вынужден работать, даже если он в данное время не оказывает никакой услуги и не решает никакой задачи. Эта усиленная изнашиваемость должна быть естественно высоко оплачиваемой. Мы должны утвердить в обществе мысль, что интеллектуальные продукты стоят дорого, потому что приносять максимальную пользу и прибыль. Соответственно за эту цену должна развернуться открытая и честная конкуренция. Это значит, что интеллектуалы, гуманитарные технологи: аналитики, эксперты, консультанты - должны общаться, иметь свой журнал, соблюдать правила профессиональной этики и открыто конкурировать.

Мы ставим себе задачу не просто создать интеллектуальный цех, но интеллектуализировать само общество, и прежде всего его власть. Это означает создание индустрии социальной инженерии, в которой мы будем представлять отрасль этой индустрии - производство и применение гуманитарных технологий. Знание это тот ресурс, который должен иметь доминирующее влияние, а интеллект - главный двигатель этого ресурса. Когда люди привыкнут свою политику устраивать при помощи интеллектуальной борьбы, широко используя гуманитарные технологии, а не автоматы или взрывные устройства, дискредитации или компроматы, когда они начнут ставить на знания в гораздо большей степени, нежели на финансы, сырье или власть, тогда мы получим совершенно другое общество. Мы получим общество, которое в состоянии отвечать на вызовы будущего, иметь свою собственную судьбу и перспективу, являть собой пример для других и оказывать на них свое влияние.


Консультации Владимира Грановского, Виктора Осипова, Максима Карижского.
Агентство гуманитарных технологий.
Киев - Красноперекопск - Казантип - Судак - 1998