СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (часть - 5)

Более сложная ситуация описывается многочленом (T+Tx)y +{ T + (T+Tx)y}x. Схема рефлексивного управления осуществляется здесь путем превращения (T+Tx)yx в (T+Tx)y, при котором осуществляются два превращения: Tyx в Ty и Txyx в Txy. Первое превращение подобно описанному в предыдущей ситуации, только на этот раз "хозяином", навязывающим контрагенту видение плацдарма выступает "икс". Второй случай особенно интересен для нас. При этом превращении "игрек" получает взгляд "икса" на плацдарм, но тот взгляд, который "икс" посчитал ему нужным передать. То есть Txy - знакотканый, контролируемый "иксом" образ "икса" в глазах "игрека".

В этой ситуации "игрек" также может попытаться осуществить рефлексивное управление "иксом" по схеме превращения Txy в Tx, однако из-за более низкого уровня мета-позиции ( уровень мета-позиции можно характеризовать по последнему правому знаку, который в данном многочлене принадлежит "иксу") скорее всего потерпит провал. При этом вместо превращения Txy в Tx осуществится превращение Txy в Txyx, т.е. "икс" получит дополнительную информацию картину самого себя, каким его хотелось бы видеть противнику. "Эффективное рефлексивное управление Х заключается в том, что Х любым образом должен убедить Y, что произошли именно те превращения, которые запланировал Y." (Лефевр 1973, 57)

Схемы рефлексивного управления особенно эффективны, если они развернуты во времени.25 "В некоторых случаях один противник передает другому свою "псевдо-историю". чтобы тот. другой, экстраполировал эту псевдоисторию. вывел правдоподобный со своей точки зрения прогноз будущего состояния противника и принял решение, исходя из этого прогноза"(Лефевр 1973, 59) Данный метод широко применяется в разведывательной и контрразведывательной деятельности при использовании "легенд" нелегалами (образ человека в глазах окружающих во многом определяется его "историей", которая "в снятом виде" включена в настоящее поведение), различного типа дезинформаций о тех или иных сторонах деятельности агента. Таким образом агент знакотканого поведения ("хозяин" в конфликте - согласно Сунь-цзы) заключает и себя, и своего противника внутрь знакотканой реальности, внутрь некоего текста, прошлым и будущим которого он, как автор этого текста, находящийся к нему на мета-позиции, может управлять (как мы показали в начале семинара)

"Тот, кто владеет настоящим, владеет прошлым" (Дж. Оруэлл) Имеющий инициативу в конфликте (агент знакотканого поведения) создает собственное прошлое и, соответственно, будущее противника. При этом собственное прошлое создается не только для противника, но и для членов совокупного агента. Более того, информационно-психологические техники "холодной войны" позволяют создавать и транслировать совокупному контрагенту образ прошлого (и соответственно результирующего это прошлое настоящего) самого контрагента, скажем, с целью распадения его единства. Это удалось сделать США в "холодной войне" с СССР, в результате создания образа Советского Союза как "империи зла". Контрагент поверил и был повержен "сияющим градом на холме".

Информация о прошлом (которая и определяет поведение в настоящем) получается из ограниченного числа источников, которые могут быть изменены и фальсифицированы ( Об истории таких фальсификаций см. например Козлов 1996). Контроль над такими источниками - контроль над прошлым. "Л. Н. Гумилев в своих книгах подчеркивает, что историческая реальность изображается историком под углом зрения той политической партии, которой он принадлежит: в зависимости от этого он замалчивает одни факты, придумывает другие и тенденциозно освещает третьи. Создаются такие грандиозные фальсификации, как государство пресвитера Иоанна" (Руднев 1996, 65)

Еще более радикально судят об истории современные исследователи Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко, которые в ряде работ (См. Фоменко 1993, Носовский, Фоменко 1996) доказывают, что целые исторические эпохи являются фальсификациями, призванными скрыть такие например факты как имевшее место господство русско-тюркской ("Монгольской") империи над всей Западной Европой:" По сути дела речь идет об отношении к рекламе. История часто выступает как политическая реклама или самореклама - реклама той или иной страны, того или иного народа. Важность рекламы была понята на Западе значительно раньше, чем на Руси. Родиной историко-политической саморекламы, как мы теперь понимаем, была средневековая Италия 15-16 веков. И надо признать, что эта реклама и порожденные ею идеология и дипломатические методы принесли Западной Европе в споре с Россией и Турцией тот успех. которого на Западе никак не могли надеяться добиться военным путем..." (Носовский, Фоменко 1996, 291)

В ситуации отсутствия противостояния интересов (целей естественного поведения) сторон мета-управление контрагентом не является конфликтным. Как мы видели выше (на примере рассказа Лема "Корпорация "Бытие") маскироваться здесь должна не столько цель естественного поведения, сколько "организованный", знакотканый характер поведения, направленного на контрагента. Не надо скрывать, что ты хочешь добиться взаимности от женщины, надо лишь скрывать неслучайный характер событий, которые могут к этому привести (спасение в катастрофе и т. д.)26

Известные работы Дейла Карнеги и многочисленных его эпигонов, заполонившие сейчас книжные прилавки и в нашей стране, как раз и дают разнообразные рецепты того, как организовать отношения с другими людьми для достижения своих целей ("выгоды" в смысле Сунь-цзы - денег, власти, любви, признания и т. д.). Симптоматично название одной из наиболее известных книг Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей".

Если использование техник, предлагаемых Карнеги, позволяет облегчить коммуникацию индивидуальным агентам, то также возникшая в 20-м веке грандиозная индустрия "паблик рилейшнз" (включающая в себя рекламу, организацию политических кампаний и т.п.) является применением методов мета-управления поведением в ситуации отсутствия конфликта путем определенной организации коммуникации с составным, вероятностным контрагентом. Причем эти методы применяются также составными, крупными агентами (финансовыми, промышленными группами, политическими партиями и движениями). Сложность возникающих коммуникационных структур не дает возможности работать по принципу "Каждый суслик - агроном", что потребовало профессионализации соответствующей деятельности.27