ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ(часть - 4)

Инструменты влияния на несимметричное и закрытое пространство - легальное открытие закрытых зон, разглашение фигур умолчания, анализ доминирующих коммуникативных концепций властвования, вскрытие реальных мотивов охранительных и консервирующих действий власти, многомерная критика одномерных действий власти (законов и исполнительных решений). Единству и эзотерической сплоченности властного давления нужно противопоставить открытое единство разглашения и публичного обсуждения секретов власти. Когда секретов не останется, власть утратит и силу давления. Поэтому мощнейшим инструментом влияния является требование публичности - все достойно публичного обсуждения и не существует запретных тем. Мы ищем запретные темы для обсуждения и нарушаем этот запрет. Мы признаем существование коммерческой, военной, судебной и личной тайны, но стоим за упраздение государственной тайны.

Грубые и тонкие инструменты

Во всех развитых обществах споры идут о тонкостях, для неразвитых обществ непонятных. Иногда приходится слышать аргумент, что дескать тонкие инструменты это не для нас, нам бы с помощью грубых обтесать и вылепить некоторый образ, а потом уже заниматься шлифовкой. Однако дело в том, что для социальной реальности такие метафоры не подходят. И грубые и тонкие инструменты находятся в постоянном применении, и если тонкие инструменты применяются массово, то это гораздо лучше, нежели какое-либо одно мощное применение грубого инструмента. Гуманитарные технологии это открытие массового доступа к тонким инструментам, сила которых состоит в их массовом применении, за счет чего влияние оказывается доминирующим над любыми действиями меньших по числу грубых инструментов.

Выше мы приводили рассуждения, находящиеся в оппозиции к властному давлению, но это не означает, что здесь есть какое-то отрицание власти как таковой. Прежде всего описываемые нами инструменты в виде услуги будут предложены именно государственной власти. Грубые инструменты давления, которыми пользуются сегодня институты государственной власти, должны быть заменены на тонкие и продвинутые инструменты влияния. Власть должна стать просвещенной, умной, не вызывающей отвращения и неприятия. Власти нужно показать, что ее задачей является перспектива, и что достигать ее можно намного эффективнее, быстрее и с гораздо меншьшими издержками и отрицательными последствиями, нежели это делалось доныне. Борьба за власть должна стать бескровной, а высокотехнологичное гуманитарное сопровождение политики должно стать нормой социальной жизни.

Основные направления гуманитарных технологий или так называемые тонкие инструменты влияния - проектирование, консультирование, обучение, управление. Проектирование - инструмент дистанционного действия, где применяются такие инструменты как стратегическое планирование и текущее планирование, логистика и проектный менеджмент, конвенционализация и концептуализация. Именно на этом этапе вырабатывается некоторая концептуальная перспектива, детализированное структурирование которой плавно перетекает в продвижение перспективного проекта (то есть конвенционализация или социализация его) и текущее управление внутри этого проекта.

Для всех вовлеченных в участие в этом проекте используются такие инструменты как консультация и обучение. Разница между ними не только в том, что обучение это системное изложение некоторых знаний, а консультирование это эпизодичное предоставление некоторых знаний, умений и некоторого опыта как услуги. Разница между ними еще и в том, что обучение это вооружение теорией, в то время как консультирование это практическое применение знания, которое обретает в таком применении прикладной характер.

Наконец, самым тонким инструментом является управление поведением. В этом случае происходит не властное принуждение к некоторому выбору, а создание такой ситуации, при которой выбор происходит естественно, но внутри самого пространства перспективы, а действия управляемого могут варьироваться и выбираться им самостоятельно. Управление поведением это работа на опережение в условиях конкуренции инициатив. Поведение следует за инициативой в пространстве перспективы, и делает это тем легче и свободнее, чем более перспективным ощущает это следование и приносимые им выгоды и преимущества. Никто никому ничего не навязывает: горячие и холодные войны мы превращаем в войну инициатив. Инициатива как опережение создает перенос ситуации в некоторое виртуальное измерение, где сама доступность знания о перспективе, в направлении которой двигается ситуация, сообщает всем усилиям по ее изменению невероятную мощность. Поэтому войну инициатив выигрывает тот, кто предложит инициативу, всего ближе находящуюся к перспективе.

В этом смысле меняется и сам тип анализа так управляемой ситуации. При этом самым корректным оказывается анализ некоторой изменяющейся среды по изменяющимся критериям. Тот, кто знает, как и в каком направлении изменяется среда, кто в состоянии оперативно корректировать сами критерии анализа (улучшать сами инструменты), получает еще один добавочный инструмент - вовлекающие технологии, производящие виртуальное влияние. Это виртуальное влияние - влияние сконструированного смыслового пространства, в которое втягиваются различные сопутствующие области социальной инженерии (искусство, масс-медиа, политика и т.п.) В таком смысловом открытом пространстве даже отрицательные ситуации приобретают обратное содержание, противодействие оказывается положительным действием, а контрмеры только усиливают меры.