ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ(часть - 2)

Таким образом главным инструментом влияния на общество оказывается знание его коренных мифов, его культурных интенций, его символов, его характерных реакций на ту или иную историческую ситуацию, знание его историософии, его социологических предпочтений, складывающихся в перспективу его собственного культурного существования. Влияние в таком обществе возможно лишь в направлении его внутренних влечений, на основании изучения и формирования его перспективы как некоторой целостной области культурного пространства: религии, идеологии, мифологии, нарративного новостного дискурса, риторики политиков, аналитических обзоров в масс-медиа, тематической направленности стратегических исследований, содержания институциональных и корпоративных планов и программ в области стратегического планирования, содержания и результатов судебных процессов как гарантии честной и равной социальной игры, конституции в конце концов - как постоянно изменяющегося и уточняемого общественного договора.

Пространство перспективы



Всего точнее на наш взгляд заключенные в истории намерения можно выразить культурной перспективой некоторой общности, которая на протяжении нескольких эпох продолжает осознавать себя как нечто особенное и выделяющееся из других соседних или похожих общностей.

Все это порождает смысл самой социальной жизни, который кратко можно выразить так - наличие внутренней самостоятельной перспективы и внутренних возможностей достичь этой перспективы, а также постоянно исследуемой и обновляемой технологии такого достижения. Независимость и государственная целостность некоторой территории обеспечивается вовсе не наличием государства - государства создаются и рушатся. Независимость некоторой общности зависит от способности этой общности производить собственную перспективу, быстро и эффективно мобилизировать свои внутренние возможности для достижения этой перспективы.

Перспектива же не является безусловным атрибутом любой территории просто потому, что данная территория существует. Ведь территория может существовать, но быть малоперспективной или вообще неперспективной для того, чтобы на ней жили люди, которые были бы довольны своей жизнью. Перспектива это интеллектуальная работа, которая под силу лишь немногим "историческим" общностям, могущим творить собственную историю и оказывать влияние на мировую историю. Перспектива обретается в обществе, способном к изменениям: не к революционным изменениям, когда бездарность элиты вынуждает массы на вооруженное восстание, а к постепенным и каждодневным изменениям, порождающим доверие, как важнейший фактор социальной стабильности.

Поэтому любое влияние возможно, с одной стороны, на изменяющееся общество, с другой стороны, внутри его собственной перспективы, с третьей стороны, внутри его собственного культурного пространства. Попытка оказывать влияние на основании некоторого ностальгического содержания прошлого может быть некоторое время успешной, но в целом является бесперспективной, поскольку эксплуатирует отмирающие смыслы, а не создает новые. С другой стороны, откровенная слабость нарождающихся направлений в политике, их пассивность и неизобретательность или отсутствие политической воли к их воплощению может быть столь же отталкивающей, как и эксплуатация ностальгии по прошлому.

Собственно поэтому в отношении к инструментам влияния в качестве гуманитарных технологий существует и этический подход. Понятно, что хотя гуманитарные технологии и противостоят военным технологиям и технологиям давления с позиции силы, они тем не менее тоже являются оружием. Поэтому нравственная позиция технолога имеет такое же инструментальное содержание. Мы не работаем над теми задачами, которые выпадают из перспективы или из культурно-исторического пространства. И наоборот, мы работаем с любыми группами влияния, независимо от их имиджа в обществе или отношения к ним власти, если их влияние соотнесено с культурно-историческим пространством нашей территории и находится внутри перспективы, если они согласны свое влияние распространять в пространстве открытой коммуникации.

Что значит однако думать о перспективе? Это значит думать о том, что будет через 100, 50, 20, 10, через 5 лет. Понятно, что заботы: дай Бог прожить несколько месяцев, вовсе не являются перспективой. Как не являются перспективой планирование латания дыр или работа в режиме пожарной команды. Пространство перспективы рождается именно из стратегического планирования. Что ожидает Украину в ближайшие 10 лет?

Гуманитарные технологии получат широкое распространение. Социальная инженерия станет отраслью индустрии. Социальная игра станет тоньше и интереснее. На место интриг, подставок, поливания грязью, моральных и физических заказных убийств придет более тонкая и изощренная, но вместе с тем и более щадящая, более человечная игра. На политической арене окажутся многие корпорации, которые все сильнее и сильнее станут влиять на само государство. Конкуренция этих корпораций будет нуждатся в услугах особого рода - технологиях мягкого влияния и тонких инструментах.