СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (часть - 2)

Принципом мета-управления является достижение бессознательного знакотканого поведения контрагента за счет сознательного знакотканого поведения агента. Мета-управление основывается на определенной информации о правилах реального поведения контрагента и его типических реакциях на реальное поведение других людей, закономерностях коммуникации в данной "языковой игре". Данная информация является основой для моделирования (режиссуры) собственного поведения управляющего (агента).

Мета-управление возможно за счет управления поведением агента9, которое при этом разворачивается по определенному плану, сценарию, подобно театральному поведению. Такое поведение мы будем в дальнейшем называть стратегическим. Театральное поведение, подражая реальному (естественному) поведению, создает у наблюдателя (в той или иной степени) иллюзию реального поведения (См. Семинар 2). Это обуславливает некоторую возможность перепутать театральное поведение с реальным за пределами социального контекста театра.

Эта возможность и используется в стратегическом поведении, которое является имеющим цель реальным поведением, но для достижения этой цели использует иллюзию.

Стратегическое поведение многослойно. Внутренний слой - реальное поведение, которое скрыто, внешний слой - знакотканое (театральное) поведение, которое в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией "реального поведения"(не совпадающего по тем или иным характеристикам с подлинным реальным поведением агента), необходимой для достижения целей скрытого реального поведения и направленной на контрагента.

Стратегическое поведение двойственно, оно существует на пересечении реального поведения и знакотканого поведения и может быть охарактеризовано как "десант" из знакотканой реальности в реальность.

Применение стратегического поведения для управления поведением других описано как общераспространенная практика будущего в фантастическом рассказе Лема "Корпорация "Бытие". "Там, где жизнь каждого находится под опекой мощных судьбостроительных компаний, исчезает различие между подлинными и втайне подстроенными событиями. Различие между естественными и искусственными приключениями, успехами, неудачами перестает существовать, если нельзя дознаться, что происходит по чистой, а что - по заранее оплаченной случайности" (Лем 1995, 232) С помощью режиссуры определенных событий и собственного поведения в них можно добиться от контрагента необходимых поступков и эмоций (например, любви...). Главное здесь - маскировка заранее продуманной необходимости (знакотканости) под случайность (естественность). Контрагент не должен воспринять знакотканое поведение в качестве такового, как вымышленное и искусственное. Сам контрагент, рассматриваемый с мета-позиции, действует по правилам определенной "языковой игры" и его поведение можно предугадать, но он воспринимает его как случайное, естественное. Так он должен воспринимать и поведение агента мета-управления, тогда они окажутся (с точки зрения контрагента) внутри одной "языковой игры", т.е. в естественной ситуации. Агент для этого должен четко выполнять все правила характерной для контрагента "формы жизни", но не допускать при этом излишней нарочитости.10 В вышеописанных ситуациях контрагент не осуществляет стратегического поведения, что связано с отсутствием ситуации конфликта между агентом и контрагентом.

Особенности стратегического поведения наиболее рельефно выступают в ситуации конфликта (крайним случаем которого является война).Наличие двух сторон требует учета возможности стратегического поведения контрагента. При этом мы имеем дело с "знакотканым поединком". Цель знакотканого поединка - постоянно оказываться в мета-позиции по отношению к партнеру, опережая его минимум на два хода. Великий стратег Древнего Китая Сунь-цзы назвал это положением "хозяина" по отношению к "гостю": "Названия воюющих сторон с точки зрения стратегии будут: "хозяин и "гость"...Основное значение их - это положение, которое занимает каждая сторона в борьбе: тот, кто руководит борьбой, кому принадлежит стратегическая инициатива, является "хозяином", кто принужден принимать то, что ему предлагает противник, есть "гость". Поэтому Сунь-цзы не раз называет полководца "хозяином победы"...(Конрад 1995, 268)11

В знакотканом поединке обе стороны пытаются осуществить мета-управление противником и тем процессом мета-управления, который осуществляет противник. Техника знакотканого боя подразумевает постоянное продуцирование бессознательного знакотканого (тканого агентом!) поведения контрагента, которое выступало бы для самого контрагента как его сознательное знакотканое поведение и собственного сознательного знакотканого поведения, которое выступало бы для контрагента как продуцированное им бессознательное знакотканое поведение. Поэтому первое и основное правило стратегии войны Сунь-цзы определяет следующими словами: "Тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой" (Сунь-цзы 1995, 31)