СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть I. - 2

Часть I. Происхождение фабрик мысли

Фабрика мысли, или "мозговой центр", - независимая, не ориентированная на прибыль исследовательская организация, созданная в целях обсуждения и, по возможности, проталкивания важных для общественной (публичной) жизни решений, а также продвижения той или иной практической политики в той или иной сфере, отрасли общественной жизни.5 Фабрика мысли посвящена продвижению рационального политического действия в демократическом обществе.6

Это обозначение берет свое начало из практики привлечения мозговыми центрами (Think Tanks) ученых и экспертов к изучению законодательства и оценке возможных последствий реализации того или иного специфического общественно-политического решения.

В формулировке задач Брукингского института (Brookings Institution) в области внешней политики, например, записано следующее: "Миссия программы исследования внешней политики заключается в том, чтобы предоставлять авторитетную информацию, высказывать критические оценки и осуществлять обстоятельный объективный анализ мировых событий, а также предварять (опережать) развитие событий, которое вероятнее всего будет влиять на американскую внешнюю политику в последующее несколько лет".7

Фабрика мысли - такое название подчеркивает социальную функцию Think Tanks: производство и продвижение идей в проектной форме, которая может быть воспринята публичной политикой и интегрирована в социальную практику. "Фабрика" в названии указывает на то, что данный вид производства имеет характер индустрии, применяет определенные, повторяемые и массовые, ставшие от этого промышленными, технологии. Название "мозговой центр" подчеркивает социальную функцию Think Tanks, которая заключается в концентрации, сосредоточении (в некотором центре) мыслящих людей (мозгов), способных строить собственные социальные стратегии, выражать их в социально приемлемой форме в виде конкретного влияния на принятие важных законодательных или исполнительных решений и, выполняя таким образом хорошо оплачиваемые заказы, становиться независимыми. С другой стороны, мозговые центры, осуществляя социальные проекты в области публичной политики, налаживая коммуникацию с целью продвижения социально значимых проектов, становятся центрами притяжения для всех интеллектуальных людей, объединяя вокруг себя иногда гораздо больше думающих людей, чем находится собственно внутри структуры мозгового центра.

Иезекиль Дрор, западный гуру публичной политики, дает следующее определение: "Фабрики мысли - очаги роста, создаваемого за счет применения непрерывного междисциплинарного научного мышления к глубинному усовершенствованию процесса формирования политики (policymaking) в качестве главного связующего звена между властью и знанием".8

Ключевое значение для постижения роли и задач фабрик мысли имеют понятия "публичная политика" (public policy) и "процесс осуществления политики", или "политическое действие" (policymaking), а также коммуникативный процесс глобальных согласований (deliberative process).

I. Фабрики мысли в эпоху господства этатизма

Основные предпосылки возникновения фабрик мысли в начале двадцатого века - преобладание государственного вмешательства в экономическую и политическую жизнь общества и усиление заинтересованности деловых структур в рационализации действий государственной власти. Эти обстоятельства стали особенно актуальными в условиях, когда государственный протекционизм являлся решающим оружием в конкурентной политике (особенно на международной арене). Кроме того, немаловажным фактором оказалось накопление критической массы интеллектуального капитала и связанное с этим стремительное развитие общественно-экономических и социально-политических наук.

Первые ростки фабрик мысли предстали в виде академических, университетских лабораторий, работавших над политическими рекомендациями и программами правительств. Такими институтами стали Брукингский институт (Brookings Institution - 1916) и Институт Гувера (Hoover Institution - 1919) при Станфордском университете (Stanford University).

Первую попытку привлечения академических кругов к разработке государственной политики, однако, еще нельзя было называть настоящей революцией в истории интеллектуального труда. Стремительное начало второй мировой войны несколько сместило приоритеты государственной политики в военно-технологическую и военно-стратегическую сферу - вплоть до начала 60-х годов, когда публичная политика смогла высвободиться от засилья военно-промышленного комплекса. С началом войны последовательная гражданская линия формирования фабрик мысли оборвалась. Интеллектуальные учреждения переместились в сектор изучения вопроса войны и мира, борьбы между социальными системами, конкуренции между государствами. Тогда и возникли организации, определившие характер развития фабрик мысли - как в США, так и в других странах, - работавших под патронажем военно-промышленного комплекса.

Когда мысли возрождаются из пепла войн

Глубокий отпечаток на развитии фабрик мысли первой половины двадцатого века оставили последствия двух войн. На короткой дистанции они предопределили чисто военно-технологическое содержание многих работ фабрик мысли того времени. Для более отдаленной перспективы другая составляющая - гражданское содержание вопросов - ориентировалось на исследование и разработку глобальных проблем войны и мира. В начале 40-х годов эти два направления представляли корпорация "Рэнд" с одной стороны и Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute) и Институт Гувера (Hoover Institution) - с другой.

Вторая мировая война выявила важность исследования и развития техники для успеха на военном фронте, продемонстрировала критическую роль невоенных, гражданских специалистов и научно-технических кадров, а также их разработок для достижения военного превосходства. Они играли решающую роль в военной победе, создавая совершенные виды оружия и информационных технологий. Однако по окончанию войны возникла угроза потери этого огромного потенциала. В мирное время ученые не склонны работать над строго засекреченными проектами, да к тому же по бросовой цене. В дополнение ко всему, правительство занято решением своих текущих финансовых проблем и ему не до консолидации рядов военных и гражданских ученых. В то же время, контуры военно-стратегического и военно-технологического противостояния с Советским Союзом становились все отчетливее. В этой ситуации в середине 40-х годов в армейских кругах родилась идея создания нового инструмента мобилизации умов для продолжения военно-стратегических исследований. Появился проект РЭНД, прообраз будущей корпорации "Рэнд". Замысел был очень прост: привлечь мирных людей в относительно автономную организацию, работающую над изучением и удовлетворением потребностей и проблем армейского (военно-воздушного) корпуса. Это решение основательно повлияло на способ решения проблем холодной войны военными.

С одной стороны, фабрики мысли появляются (независимо от того, как эту ситуацию интерпретируют западные аналитики) как ответ на вызов социальной динамики социалистического лагеря. С другой стороны, их появление существенным образом меняет социальную динамику Запада и содержание самой холодной войны. Теперь уже фабрики мысли генерировали содержательные идеи, воплощавшиеся в опережающие инициативы, которые сталкивались затем в социальном поединке с инициативами противников из социалистического лагеря. В результате оказалось, что корпоративно организованная мысль, предлагающая свои идеи в проектной форме, продвигающая их в государственные институты по специально разрабатываемой и осмысляемой технологии, порождает социальную динамику общества, гораздо лучше успевающую отвечать на вызов времени, нежели партийные съезды, по иерархии сваливающие свои решения на бюрократический аппарат. Холодную войну выиграли фабрики мысли, предложив улучшенные технологии - социальные, а не военные.