СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ Часть I. - 1

Тематику данного исследования предопределило появление и бурное развитие отечественных фабрик мысли. Однако, при этом следует отметить невысокую интенсивность их деятельности, которая проявляется в отсутствии очевидных результатов и обусловлена неэффективностью используемых инструментов и технологий. Агентство гуманитарных технологий, специалисты которого выполнили данное исследование, само является достаточно молодой организацией и, пытаясь найти свое место на рынке интеллектуальных услуг, сознательно позиционируя себя как "фабрика мысли", или "мозговой центр", вынуждено изучать историю и технологию создания подобного рода организаций с тем, чтобы не только выстроить само себя, но выработать стратегию, тактику и стиль отношения к своим коллегам по цеху в деле создания рынка интеллектуальных услуг, индустрии социальной инженерии в нашей стране. С другой стороны, ставилась задача выяснить, насколько возможно для государственных структур нашей страны и немногочисленных пока крупных корпорацией в существующем правовом поле заказывать внешнее консультирование по контракту "со стороны" и какие шаги необходимо предпринять, чтобы это можно было делать легально и гласно. Наконец, нас интересовали инструменты и технологии, применяемые для развития сферы публичной политики, совершенно не развитой у нас и имеющей богатый опыт развития в западных странах.

Фабрики мысли представляют собой одно из звеньев в системе принятия решений в государстве и воплощают соединение организованной в корпорацию силы интеллекта с силой и глобальным охватом государства. Это своеобразные узловые точки в структуре того социального процесса, который можно назвать социальной инженерией, то есть инструментальной и технологичной работой по реформированию общества, проводящейся открыто и позволяющей привлекать наилучших специалистов в той или иной области - без посредников, на конкурсной основе, с обнародованием результатов и их публичной оценкой. Фабрики мысли (мозговые центры) являются основоположниками специфической сферы политики - публичной политики.

Эволюцию фабрик мысли в ХХ веке можно делить на периоды господства государственного сектора и преобладания сектора гражданского (частного); периоды до и после выделения публичной политики из аппаратно-государственной, партийной, корпоративной и специальных политик. Глобальной тенденцией является деление развития фабрик мысли на два больших этапа - эпоха господства этатизма и эпоха рыночной либерализации. Однако, прохождение той или иной страной этих этапов отличается в зависимости от степени созревания публичной политики в этой стране.

Мы выделяем пять этапов в развитии фабрик мысли: 1) фабрики мысли на службе у военной машины; 2) фабрики мысли с проблематикой будущего, рожденной глобальной технологической взаимной зависимостью; 3) фабрики мысли адвокатского действия; 4) локально ориентированные фабрики мысли (институты урбанистики и регионального развития); 5) сетевые виртуальные сообщества высокоспециализированных профессионалов по проблемам развития. В настоящем исследовании дается краткая характеристика каждого этапа развития с наиболее показательными примерами, определяются отличительные черты типичных фабрик мысли.

Первая часть этого исследования - "Происхождение фабрик мысли" -рассматривает пути развития идеи и практической деятельности фабрик мысли преимущественно на примере США. Ориентация на американский опыт обусловлена несколькими причинами. Во-первых, в Америке наиболее развит мир фабрик мысли и сам термин "THINK TANK" является порождением англо-американской практики1. Во-вторых, глобальное влияние политики США на развитие фабрик мысли и публичную политику не вызывает сомнения. В-третьих, американские фабрики мысли наиболее ярко и полно присутствуют в открытых источниках информации, в частности, в Интернете.

В целом зарождение подлинных фабрик мысли обуславливается достижением критической массы интеллектуального потенциала стран, комплексностью общественно-политических проблем и активизацией общественного мнения. Хотя зависимость от государства и корпораций в большинстве случаев сводит на нет всякую надежду на развитие подлинных фабрик мысли, тем не менее, поддержка государства и корпораций могут оказаться весьма благотворной по меньшей мере в двух случаях: а) когда государство поддерживает организационное становление фабрик мысли, всячески поощряя их связь с остальным интеллектуальным миром, а иногда частично финансируя; б) когда государство и корпорации активно поддерживают развитие сектора филантропического финансирования.

Вторая часть - "Региональные тенденции" - рассматривает современные тенденции развития фабрик мысли в разных странах мира, специфические черты их становления и функционирования. Эта часть написана на базе материалов Японского национального института развития исследований2 (National Institute for Research Advancement - NIRA) и американского Центра международного частного предпринимательства3 (Center for International Private Enterprise - CIPE). Однако, если японская фабрика мысли активно изучает глобальные тенденции развития фабрик мысли в целом, то американская пристально следит за развитием событий в новых восходящих демократических странах.

Развитие фабрик мысли в различных регионах имеет свои особенности, но в этом случае мы не наблюдаем такого многообразия и внутренней дифференциации, как в Америке. В настоящее время почти в каждой стране сложились условия для ускоренного развития фабрик мысли. Использование сетевых технологий для создания виртуальных сообществ фабрик мысли и сетевых организаций профессиональных публично-политических аналитиков позволяет национальным фабрикам мысли быстро повышать свой уровень и избавляет их от долгого и дорогого пути формирования, увеличения кадров и расширения тематик исследования. Это предполагает почти тотальное участие гражданского национального и транснационального населения в публичной политике. Одна из закономерностей развития фабрик мысли заключается в переходе к экстерриториальным интеллектуализированным технологиям исследования, выработки и реализации публичной политики. Выход общественной политики из-под государственного и корпоративного контроля соответствует тому, что геополитики называют постепенным преодолением национального государства - экстрагосударственными образованиями над-, суб- и транснационального характера. В полном варианте аналитического доклада сделан обзор ситуации в Германии и Японии, в Китае и Гонконге, на Ближнем Востоке (в арабском мире и особенно Египте), в Африке и в Восточной Европе. В сокращенном варианте доклада содержится информация только по Великобритании и бывшим социалистическим странам - России и Украине.

Третья часть - "Уроки фабрик мысли" - содержит теоретическое обобщение опыта ведущих фабрик мысли мира в последнее время. Это касается, в частности, технологии работы со средствами массовой информации, государственными структурами и отдельными политиками, а также с общественными группами и активными гражданами. В этой части рассматриваются технологии и методы политического анализа, процессов политической коммуникации и принятия решения, впервые вводится категория "делиберативного процесса" и дается его описание. Также излагаются критерии эффективности фабрик мысли и критически оценивается их работа.

Материал исследования, по сути, является результатом экспертизы ресурсов Интернет по освещаемой теме и не может претендовать на исчерпывающее исследование фабрик мысли. Изобилие информации и широта предмета, который может претендовать на экспертную историю Двадцатого Века4, продиктовало и необходимость более или менее поверхностного взгляда на весь этот процесс и на каждую фабрику мысли, так сказать, с птичьего полета. Таким образом, содержание работы фабрик мысли сознательно оставлено вне поля зрения в пользу организационной и стратегической стороны работы данного типа организаций.