"УКРАИНСКАЯ МЕЧТА" (часть - 3)

Свобода - то, что мы пытаемся обрести после обретения независимости. И свободу мы ценим выше, нежели равенство и социальную справедливость. Мы поддерживаем науку и искусство в качестве области свободного применения каждым своего таланта. Наши представления о семье строятся на свободном выборе типа брачных отношений, на открытом обсуждении вопросов быта, морали, раскрепощения женщины, сексуальных отношений, проблем наркомании и алкоголизма, на ответственности за будущее наших детей и родителей. Мы берем на себя ответственность за все происходящее в нашем доме, пытаясь обустроить его и ежечасно поддерживать в пригодном для жизни состоянии.

Мы доверяем личности более, нежели элите или государству. Мы ценим возможность рискового выбора больше, нежели умеренную безопасность. Мы стоим за новые технологии, где компьютер и Internet - наша непосредственная среда коммуникации. Структура нашей коммуникации - не иерархическая система, а Сеть, где нет центра и периферии, метрополии и провинции. Внутри нашей Сети мы строим равноценное общение, где каждый участник одинаково важен и доступен для всех.

Благосостояние, к которому мы стремимся, является для нас не буржуазным потребительством, но условием нашего развития. Свободное время, которое мы производим, мы предпочитаем добровольно инвестировать в собственное развитие. А наш досуг мы рассматриваем как неотделимую часть профессионального творчества и личного развития. Однако до сих пор классическим представлением о свободе и благосостоянии был хутор - свобода означала: отделиться ото всех и строить свое благосостояние. Поэтому развитие для нас есть та ценность, которую нам предстоит сконструировать и инсталлировать в нашу жизнь. Ниже мы объясним, как мы понимаем развитие.

Прежде всего мы мыслим свое украинское общество как общество независимых и зажиточных профессионалов. Быть профессионалом - один из самых важных смыслов, приобретаемых в качестве жизненной стратегии развития. Профессионализм должен быть поставлен во главу угла любой деятельности и всякой политики. Весь игровой пафос нынешней нелегальной конкуренции должен быть переведен в контекст легальной соревновательности профессионализма. Соревновательность и публичность, открытый конкурс и конкуренция - непосредственно сопровождающие профессионализм качества. Наш принцип - "пусть талант имеет успех, и честно заработанное потребляет открыто". Пусть на всех местах будут профессионалы, а среди них лидируют талантливые и умные люди. Институциональные структуры и корпорации должны поддерживать эти принципы на законодательном уровне, на уровне неписаных правил, на уровне морали. Так утверждается среда творческого отношения к любой профессии.

Наше мышление глобально, многомерно и несводимо к какой угодно одной ценности или одному направлению. Требование всесторонности и терпимости к чужому мнению и действию уберегает нас от ошибок. Мы патриоты своей культуры, но мы ценим и многие другие культуры. Единственной проблемой здесь для нас является: как наша культура может быть узнана и впитана в другие культуры, равно как и другие культуры представлены в нашей культуре. Поэтому мы стоим не за отделение, а за интеграцию нашей культуры в другие культуры, обеспечивая при этом ее развитие.

Мы доверяем жизнелюбию и энтузиазму молодости больше, нежели мудрости и осторожности старших. Мы смотрим в будущее, а не в прошлое, но мы предпочитаем знать прошлое лучше, нежели его знали до нас. Мы ищем себя внутри собственной исторически нашей корневой культуры, а не за ее пределами. Мы каждый свой шаг соизмеряем с содержанием истории и с традициями, а всякое новое содержание находим в глубинах архаичного. Мы не придаем значения идеологии, но не потому, что отвергаем какую-либо идеологию или идеологический принцип системной организации идей, а потому, что не используем идеологию в качестве инструмента организации собственных знаний и действий. Мы считаем, что свой собственный смысл нужно выяснять для себя каждый день заново, а не однажды в идеологии, которую потом навязывать в массовом порядке. В этой роли идеологии мы предпочитаем простое и диалогичное изложение взглядов, и руководствуемся в своих действиях конкретными проектами, где описаны интересы участников, цели, этапы и время осуществления проектов, оставляя за рамками проблемы веры или идеологии участников проекта. Проект и есть смысл, который в него вложен, и он не нуждается в каком-либо идеологическом обосновании. Мы считаем, что теоретически осмысленный проект более инструментален, нежели идеология.

Мы не идеологические оппозиционеры и предпочитаем создавать новые смысловые пространства, нежели отстаивать одну из идеологический оппозиций внутри старых смыслов: из коммунистов и националистов мы не выбираем; мы считаем, что оба течения хуже, и нужны принципиально иные представления о мире, нежели одномерное классовое или одномерное национальное. Поэтому мы не против чего-либо и не за, мы создаем новое смысловое пространство, где нет этой оппозиции: "против" или "за". Наше мышление позитивно, и мы ни против чего не боремся. Кто не с нами, тот будет с нами. Наше будущее не когда-то, наше будущее теперь...

Дельта-план

Крылья для Украины - дельта-план. Это вынашиваемая и воображаемая стратегия нынешней элиты, корни которой нужно искать в прошлом. В геоэкономическом смысле Московская Русь возникала как организация производства по принципу центр-периферия; Киевская Русь - как мост между Югом и Севером, на пути "из варягов в греки". Этот путь проходил вниз по Днепру, пересекал Черное море и упирался в Константинополь. Завоевание Киева новгородскими князьями в смысле геоэкономики было чисто торговым предприятием: освоение нового и богатого рынка.

Киевская Русь возникала в геоэкономическом смысле как торговое государство. В духовном и культурном плане Киев возникает лишь как передаточное звено иной культуры. Выполнив свою роль передаточного звена, распространив религию и духовное влияние с Юга на Север, Киев теряет свое организующее начало. В 12 веке Киев теряет также свое значение и как торговый центр. Предприимчивые итальянские купцы устанавливают прямые связи между Византией, Малой Азией, Ближним Востоком, с одной стороны, и Западной Европой - с другой.