"ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ" (часть - 1)

Технология выживания

Создание специальной экономической зоны (СЭЗ) в Закарпатье и Донецке вызвало новую волну споров вокруг этих институтов. Существует множество как убежденных сторонников, так и ярых противников СЭЗ. Каждая из сторон имеет веские аргументы "за" и "против". Мы пришли к выводу, что необходимо досконально разобраться в функционировании этого сложного инструмента экономической политики по отношению к регионам и рассматривать их можно лишь в зависимости от целей, которых посредством их создания намечается достичь.

История функционирования СЭЗ как института мировой экономики начинается с 1510 года, когда испанский конквистадор Васко Нуньес де Бальбоа высадился на панамском побережье, и на перешейке, разделяющем два океана, основал со своими товарищами "коммерческие порты". Сегодня СЭЗ существуют в государствах, весьма различных по уровню и характеру экономического развития. Сначала СЭЗ создавались в Европе, а затем они получили распространение главным образом в развивающихся странах, которые стали их использовать в качестве одного из инструментов перехода в стратегии развития от импортозамещающего к экспортному производству.

На наш взгляд можно выделить три основных типа СЭЗ по задачам: СЭЗ де-факто, СЭЗ развития и СЭЗ выживания.

Мировой опыт

Первый тип СЭЗ возникает там, где уже существуют близкие к идеальным условия для торговли. Типичным примером является зона порто-франко, когда за историческим местом встречи товаров просто легитимно закрепляется название специальной экономической зоны. И хотя предоставленные таким закреплением льготы могут привести к росту оборотов продукции, кардинально ничего не меняется. И в этом случае лоббирование создания СЭЗ становится лишь маркетинговым приемом, обеспечивающим конкурентное преимущество перед другими портами. Это очень важно - рост товарооборота идет не столько за счет предоставленных льгот, сколько за счет того, что все больше клиентов предпочтут торговать именно через этот порт. Так, в 1957 г., в Ирландии был создан вариант подобной зоны, с центром в международном аэропорту Шеннон (с целью обеспечить дополнительные рабочие места). Результаты действия этой зоны привели к тому, что в 1959 г. парламентским законом была создана фирма, призванная формировать "здоровое будущее" в этом регионе через развитие в нем промышленности, торговли и туризма. Таким образом, эта СЭЗ уже перешла в новую форму - СЭЗ развития.

СЭЗ развития является вторым типом СЭЗ в обозначенной нами типологии. Одним из примером такой зоны является создание в США в 1934 г. Foreign Trade Zone (зоны внешней торговли), которая была призвана придать толчок производству автомобилей путем снижений таможенных издержек на их производство (импорт комплектующих и т.п.). Этот шаг был одним из тех действий, которые сделали США центром автомобилестроения мира до второй половины нашего века. Создание СЭЗ не было критично для отрасли, работать автомобилестроительные фирмы могли и без него. Однако он был деталью пролоббированного проекта развития отрасли.

И, наконец, третий тип СЭЗ - СЭЗ выживания. Эти специальные экономические зоны уже не являются экономическим инструментом, они являются инструментом региональной политики.

Такая политика применяется в том случае, если в регионе настолько плохие условия, что если не создать там благоприятные экономические условия, он просто вымрет. Типичный пример - Север. Если бы там не были созданы условия "северного завоза", государство никогда бы не смогло бы решить задачу удержания там рабочих мест. Но этот всем давно известный "северный завоз", СЭЗ выживания, обеспечил каждую семью региона теми материальными благами, которые заставляют людей в этих невероятных условиях продолжать работать на государство.

Таким образом, СЭЗ являются проектом быстрого развертывания и реагирования. Их создание является закономерной реакцией на неблагоприятные условия существования и развития. Такой проект не решает проблему в целом, но это и не является его задачей. Политика быстрого реагирования позволяет сравнительно безболезненно (без изменения специализации региона, инфраструктуры и т.д.) сохранить производственные мощности и занятость. И говорить об эффективности такого проекта можно лишь исходя из того, выполнил ли он эту задачу.