СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ. Часть II. - 5

Арабский мир. Египет

Активизация исследовательских работ в арабских странах, особенно со стороны Египта, в скором времени может восстановить равновесие между арабскими и еврейскими фабриками мысли.

Так, многие новые и интересные институты в Египте появились благодаря относительной стабильности этой страны и количественному росту интеллектуалов. В 1985 году был основан Центр азиатских исследований (Center for Asian Studies), а в 1987 - Центр изучения и исследования политики (Center for Political Research and Studies). Возникновение первого центра связано с растущим интересом арабского мира к экономическим связям с Азией; второй же центр объединяет молодых египетских ученых, чья деятельность более или менее влияет на политику в стране. Другим институтом, который предоставляет полезные данные и публикации о современном египетском обществе, является Национальный центр социологических и криминологических исследований (National Centre for Sociological and Criminological Studies).

Эти институты, однако, находятся в тени Центра политических и стратегических исследований в Аль-Ахраме (Al-Ahram Centre for Political and Strategic Studies - ACPSS), отличающегося масштабностью и глубиной деятельности. Институт создан в 1968 году и является самым влиятельным и крупным институтом в Египте. Он входит в состав полугосударственного фонда Al-Ahram Foundation и работает над проблемами международной политики, политическими, экономическими и социальными аспектами арабского общества в целом и египетского в частности. До своего избрания Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали был президентом этого центра. Центр публикует разного рода исследования и выпускает периодические издания: ежегодник "Арабский стратегический доклад" (Arab Strategic Report - на английском и арабском), ежеквартальный журнал "Международная политика" (Al-Siassa al-Dawlya - на арабском), еженедельник "Экономика Ахрама" (Al-Ahram-Al-Iqtisadi - на арабском); два раза в месяц выходит "Стратегический бюллетень" (the Strategic Papers - на арабском и английском).

Хотя исследовательский фокус египетских институтов охватывает весь Ближний Восток, интерес института Аль-Ахрама прикован, прежде всего, к Египту. В одной из опубликованных книг исследователей этого института написано: "Египетская внешняя политика, руководимая рациональными научными принципами, является абсолютно необходимым условием развития способностей Египта, которое может положить конец всем попыткам маргинализировать Египет, снизить его статус и роль". Такая ориентация вызвана снижением роли этой страны на Ближнем Востоке с окончанием холодной войны.

Анализ публикаций института Аль-Ахрама выявляет некоторые особенности его работы:

предпочтение системного анализа;
международный характер исследований;
уход от критических вопросов внутренней политики.

Такая ориентация обусловлена, прежде всего, нежеланием вызвать гнев вездесущего правительственного контроля. Тем более, что институт является полугосударственным учреждением.

В то же время, из-за такой позиции института его влияние на официальную политику египетского правительства достаточно сильное. При нынешнем его положении институт не является фабрикой мысли в подлинном смысле этого слова, поскольку не ориентирован еще на разработку и продвижение альтернативной политики, а также не организовывает публичные дебаты. Институт остается исследовательским и академическим учреждением.

Таким образом, полугосударственный статус большинства институтов и их идеологическое противостояние с израильскими фабриками мысли остается главным препятствием к выполнению роли настоящей фабрики мысли. Сильная поддержка правительства усиливает их научную базу, а также возможность выхода на зарубежных партнеров. В то же время это ограничивает возможность открытых, бескорыстных анализов.

Отметим и новый сдвиг в развитии фабрик мысли арабских стран в последнее время. Фабрики мысли региона образовали единую виртуальную сетевую ассоциацию. Использование последних достижений информационных технологий для совместной работы, обмена информацией и знаниями позволит резко поднять уровень и квалификацию этих организаций.

Африка: фабрики мысли в поисках подхода к правительству6

Развитие фабрик мысли африканского континента тесно связано с политическим режимом в странах Африки. Политическая ситуация здесь характеризуется преобладанием режимов авторитарного или военного типа. Если судить по уровню современных экономических, индустриальных, научных, информационных и социо-культурных технологий, то страны этого континента находятся в состоянии экономического небытия.

Более 30 лет на черном континенте идут активные поиски парадигмы общественно-политического развития и, соответственно, публичной политики. Африканские государства, однако, не располагали ни кадрами, ни финансовыми средствами для поддержания необходимого уровня исследований и общественных, открытых дискуссий по насущным общественно-значимым вопросам. В результате большинство наработок готовится за границей в стенах международных, межгосударственных и национально-государственных донорских организаций - Программа ООН по развитию, ЮНЕСКО и другие организации ООН, американские правительственные донорские организации, религиозные движения.

Сегодня стремительные изменения на африканском континенте вносят коррективы в динамику и характер дискуссии по публичной политике в этих странах. По мере продвижения к рыночно-демократическим преобразованиям все большее значение приобретает привлечение к дискуссиям широкой интеллектуальной и культурологической базы. В то же время низкий уровень политической культуры народных масс приводит к тому, что наиболее подготовленными к участию в дебатах оказываются структуры бизнеса и профсоюзные движения. Раскрепощение средств массовой информации должно придать больший размах этим дебатам, хотя в условиях общей неграмотности населения эффект от работы печатных средств массовой информации и СМИ в целом может оказаться минимальным.

Результатами новых веяний стало усиление давления на правительство в целях принятия и реализации более эффективной политики ради благополучия и демократии в стране. В условиях, когда у правительства не хватает ресурсов, политики стали больше опираться на немногочисленные учреждения, исследующие публичную политику. Общераспространенным является совмещение работы ученых в университетах и высоких государственных структурах. В этих условиях работа Африканского исследовательского экономического консорциума (African Economic Research Consortium) восполняет нехватку исследований для стран региона. Консорциум играет роль своего рода общерегиональной фабрики мысли.

Нехватка фабрик мысли нового типа, которые по-настоящему осуществили бы глубокие исследования и разработки общественно значимых проблем, сегодня остро ощущается в Африке. Вне правительственных стен целостное исследование публичной политики практически не ведется, а имеющиеся продукты и идеи получают очень слабое освещение, не доходят до государственных деятелей и соответственно не имеют существенного влияния на общественное мнение и руководящих политических деятелей. Основные локально производимые идеи исходят от университетских структур, академических научно-исследовательских институтов и небольшого количества национально-политических организаций. До недавнего времени не существовало промежуточного звена, которое переводило бы имеющиеся интеллектуальные наработки в понятный для каждой аудитории документ и делало удобоваримую упаковку комплексных решений общественно значимых проблем. Экономическая и деловая пресса, которая могла бы восполнять пробел, все еще находится в зачаточном состоянии. Слабое общение между политиками и учеными также не способствует более эффективной работе ученых и академических институтов над государственными программами.

Как правило, ученые далеки от политической жизни и не обладают необходимым пониманием общественно-политического процесса и политической жизни - не в последнюю очередь из-за слабого взаимодействия с политической сферой. Однако в некоторых странах этот барьер непонимания между интеллектом и публичной политикой постепенно спадает по мере того, как ученые начинают производить состоятельные проекты и идеи, более реальные общественно-политические проекты, а "не заумные" документы.

На сегодняшний день африканские фабрики мысли работают над созданием критической массы аналитиков, достаточной для ведения нормального публично-интеллектуального обмена на национальном уровне. Этим целям подчинены программы формирования аналитических кадров, повышения их квалификации, а также поощрения применения исследовательской технологии к публично-политической практике.

На региональном уровне в то же время идет активный процесс формирования сети профессиональной интеллектуальной коммуникации. Самые известные из таких сетей - объединение экономистов, вовлеченных в макроэкономические исследования публичной политики (при поддержке AERC), сеть природоохранных экономистов (East Africa Environmental Economics Network), сетевая организация обществоведов (Council for Development of social Science Research in Africa), а также франкоязычная сеть исследователей индустриальной политики. Сама организация AERC была организована для поддержания таких неформальных инициатив.

В последнее время в африканских странах национальные институты политики начали формироваться при помощи Африканского фонда по развитию ресурсов (African Capacity Building Foundation). Эти институты отличаются от преобладающего большинства других институтов, которые обычно действуют в стенах университетов и имеют строго академический профиль. Национальные институты работают с правительствами и во многих случаях получают от них финансовую поддержку. Они также развивают тесное сотрудничество с традиционными исследовательскими институтами и правительством. Результаты их исследований широко распространяются на различные аудитории с целью усиления публично-политической базы этих аудиторий.

Примером того, как работают национальные институты, служит Фонд экономических и социальных исследований в Танзании (Economic and Social Research Foundation, ESRF). Этот институт работает на мобилизацию общественного мнения вокруг насущных проблем, чтобы затем выставлять свои разработки для общеполитических дебатов. Имея очень небольшой штат исследователей, институт мобилизует талантливых местных исследователей для аналитической разработки публичных проблем. Сам институт ведет постоянное наблюдение за политическим процессом, выступает с комментариями по поводу различных вопросов общественной политики и составляет обзор текущей ситуации. Определяя долгосрочные исследовательские приоритеты, институт стремится, таким образом, активно влиять на политическую повестку дня. Тесные отношения с правительством, частным сектором и неправительственными организациями позволяют ему постоянно быть на высоте в изменяющейся политической среде. Одним из примеров интеграционной роли института стало его усилие по разработке национального плана развития посредством цикла семинаров и совещаний.

Ввиду финансовой уязвимости национальных институтов многие из них начали предоставлять платные услуги в области проектного консалтинга. При этом они наработали опыт, участвуя в интеллектуальных региональных сетевых обменах и осваивая лучшие примеры, доступные в мировой сети.

Целая группа независимых политических институтов в Гане и Кении ориентируются исключительно на краткосрочные потребности частного сектора. В отличие от национальных институтов, они не получают никакой финансовой поддержки от правительства.

Для дальнейшего укрепления взаимодействия между правительством и фабриками мысли в Африке государствам континента предстоит еще решить ряд вопросов, среди которых:

повышение коэффициента полезного действия исследовательских организаций для политических проектов. Результаты научных исследований политики должны быть релевантными и доступными. Для этого ученые должны быть заинтересованы в ходе текущей и перспективной политики, представлять свои изыскания в удобоваримой, понятной и привлекательной форме;

обеспечение состоятельности исследований в качестве инструмента влияния на политический процесс. Ключевым в этом отношении становится проведение высококачественных и точных исследований. Активное использование исследовательских сетей, соответственно совместных анализов и неформальных отношений может содействовать повышению качества исследований;

поддержание тесных связей между исследователями и широким политическим сообществом. Семинары по вопросам общественной политики и совместные инициативы государственных и частных исследователей могут стать мостом между академиками и действующими политиками;

привлечение средств массовой информации. Разрыв между журналистами и исследователями также должен быть преодолен. По мере того, как влияние прессы на политический процесс в регионе увеличивается, доступ к работам независимых политических институтов становится жизненно важным для них. Специальные семинары с журналистами, брифинги для средств массовой информации - вот некоторые средства достижения этой цели. Распространение своих наработок, поднятие авторитета и формирование собственного имиджа через СМИ является необходимым направлением работы фабрик мысли.

Советы дизайнера при оформлении квартиры. Дизайн интерьера .