СОВРЕМЕННЫЕ ФАБРИКИ МЫСЛИ. Часть II. - 4

Фабрики мысли Китая - объединение Китая и Гонконга

Сегодня в Китае существуют следующие типы фабрик мысли:

фабрики мысли правительственного подчинения;
исследовательские центры Академии наук Китая;
университетские исследовательские центры;
частные центры.

Хотя информация о фабриках мысли Китая очень скудна, тем не менее, серьезные сдвиги в политических программах и концепциях китайского руководства свидетельствуют о большой подготовительной интеллектуальной работе, проделанной при составлении правительственных программ. Так как политический режим в этой стране существенно не изменился, сфера публичной политики так и не отделилась от партийно-государственной политики. В то же время, присоединение Гонконга к континентальному Китаю усилило роль фабрик мысли в разработке и реализации государственной политики в новом объединенном Китае. А повышение конкурентной способности китайских приморских особых экономических зон по сравнению с Гонконгом, Тайванем и другими островками рыночной экономики в регионе предлагает совершенно иной способ решения поставленных задач, опыт которого отсутствует у традиционных мозговых центров Китая. В этой игре Китаю приходится перенимать технологии современных фабрик мысли.

Деятельность и роль независимых фабрик мысли в этой стране хорошо иллюстрирует процесс передачи Гонконга Китаю в 1997 году.

Практически процесс передачи был полностью реализован под чутким руководством фабрики мысли под названием Институт исследований двух экономических систем (Two Systems Economic Research Institute - OCTSERI).4 Этот институт получил самую большую квоту (8 из 150 мест) в созданном в декабре 1997 года Подготовительном комитете по передаче Гонконга в 1998 году. При этом двое из директоров фабрики мысли заняли посты заместителей руководителя комитета; один из них отвечал за ежедневный график работ комитета в самом Гонконге.

Эта фабрика мысли является частным исследовательским бюро, созданным в начале 90-х годов несколькими людьми, участвовавшими в разработке основополагающих законов будущей новой китайской территории. Ими тогда двигало сознание того, что после передачи полуострова Китаю потребуется организация, которая будет выполнять исследования и разрабатывать рекомендации по проблемам переходного периода. В правление гонконгского отделения института входят известные бизнесмены и прокитайские политики. Среди них были крупные бизнесмены, представители компаний Henderson Land, New World Development, Sun Kung Kai Properties, Cheung Kong.

Эта фабрика мысли работала по поручению китайского организационного комитета в сотрудничестве с Офисом по делам Гонконга и Макао (Hong Kong and Macau Affairs Office, HKMAO - Китай) и гонконгской правительственной фабрикой мысли (Central Policy Unit). В Гонконге на институт работают десятки исследователей. Работа здесь ориентирована на департаменты по проблемам политики, экономики, общества и средств массовой информации. Выполняя заказы директоров, они готовят объемистые позиционные документы и обстоятельные исследования технического характера. Эти документы в большинстве имеют конфиденциальный характер. Фабрика мысли предоставляет свои доклады как китайскому, так и гонконгскому правительству.

Большая часть работы фабрики мысли нацелена на то, чтобы помочь членам комитета, у которых просто не хватает времени на подбор необходимых кадров в государственные органы новой территории, а также решать бесчисленные мелкие вопросы переходного процесса. Таким образом, институт выполнял функцию доверенного мозга в переходном периоде. Фактически, институт близок к тому, чтобы стать основной фабрикой мысли правительства Специального административного региона (Special Administrative Region - SAR), хотя при этом он остается частным и автономным учреждением, вытесняя устоявшуюся фабрику мысли бывшего правительства Гонконга.

Изменения в статусе и направлении политики института после передачи Гонконга заключаются в следующем: если до передачи институт работал как на китайское правительство, так и на правительство Гонконга, то после 1997 года полностью переориентировался на работу с администрацией Специального административного региона.

Относительно закрытого характера работы организации у руководителей института так и не появились новые планы, хотя обозреватели проявляют желание видеть более открытыми выходы института на широкую общественность.

Ближний Восток:5 от идеологии к науке

Ближний Восток, как и весь мир в 90-е годы, переживал бум исследований, посвященных отслеживанию и анализу ситуации в публичной политике и регионе в целом. Основными факторами активизации исследовательской работы в регионе стали политическая либерализация и внушительный технологический прогресс. Обмен научными данными последовательно рос. И хотя количественный рост был достаточно заметным, качество работ оценить трудно.

Одним из определяющих факторов, задерживающих развитие фабрик мысли в регионе, является низкая квалификация кадров и их практическое отсутствие. Сотрудничество с зарубежными западными институтами, а также поддержка государства существенно облегчает повышение компетенции этих институтов. Такая позиция государства благоприятствует более быстрому повышению их квалификации и становлению фабрик мысли в регионе (в отличие от многих стран Восточной Европы, например). В то же время политический режим, преобладающий в регионе в целом, - военный, монархический, фундаментально-религиозный - препятствует возникновению сферы подлинно публичной политики в регионе. Поэтому работы многих институтов имеют сугубо идеологический и исследовательский характер.

В работе институтов обращает на себя внимание их позиция во внешней политике. Национально-идеологическое противостояние арабских стран региона с израильским государством, которое большинство институтов поддерживает, сильно снижает качество их исследований. В этом отношении они выступают как отголоски государственной политики и идеологии. Эта позиция может служить ключом к пониманию их истинного положения во внутренней политике.

Как и во всех развивающихся странах, центры исследования публичной политики на Ближнем Востоке с трудом можно назвать фабриками мысли. И хотя количество таких организаций за последнее время возросло, тем не менее, этот рост был достаточно ограниченным в арабских странах. В то же время в регионе выделились несколько серьезных центров мысли.

Так, в когда-то интеллектуальном центре арабского Востока, Ливане, с 1978 года действует Центр исследования арабского единства (Centre for Arab Unity Studies). Этот центр уникален тем, что большинство его исследователей проживало за рубежом со времени интенсификации гражданской войны в этой стране в конце 70-х годов. Целая серия публикации на арабском языке от имени этого центра получила широкую известность и используется в качестве учебников в арабских университетах.

В Иордании действует очень активный, хорошо организованный исследовательский институт - Форум арабской мысли (The Arab Thought Forum - 1981). Этот институт публикует ежемесячник на арабском языке "Ал-Мунтада" ("Форум") по вопросам политики, экономики и социальной проблематики в арабском мире. Институт установил тесные связи с западным академическим миром благодаря сильной поддержке королевской семьи; и эти международные связи являются одним из сильных козырей института.

Израиль является несомненным лидером в части развития фабрик мысли в регионе. Большинство мозговых центров этого государства, которое действительно пользуется большим авторитетом в мире, связаны с университетами. Это такие центры как Исследовательский институт поддержки мира имени Гарри Трумэна при Еврейском университете (Harry S. Truman Research Institute for the Advancement of Peace, the Hebrew University), Центр стратегических исследований в Хаффе (the Jaffee Center for Strategic Studies, Tel Aviv University). Одной из характерных особенностей этих фабрик мысли являются их тесные взиамоотношениях с зарубежными, в частности, американскими фабриками мысли, выражающиеся в обмене специалистами, информационными ресурсами. Оба института стали объектом нападок со стороны своих арабских коллег: им инкриминируют сионистскую пропаганду и равнодушие к решению арабо-израильских проблем.