"ПОЛИТИКА ВЛИЯНИЯ" (часть - 2)

Поэтому нынешние наши националисты, производя деление по национальному признаку работают концептуально непосредственно именно на дугинскую геополитическую доктрину, и всецело обрекают себя на ее довлеющее на них влияние. Культурополитика, учитывающая малейшие нюансы и различия, работает в совершенно другом направлении в самой геополитике, и относительно ухода от геополитики к принципиально иному смысловому пространству - пространству культурополитики.

Пространство влияния

Мы изначально отбрасываем тот старый геополитический подход, при котором в основу кладется власть. Геополитика говорит о том, что собственно месторасположение, история, демографические изменения, стратегии, религии, идеологии некоторого места диктуют властвующему, какое географическое направление экспансии он должен избрать, на какие силы опираться и против каких вести непрестанную борьбу, чтобы сохранить власть. Политика влияния исходит из своего главного мотива - не власть, но влияние. Влияние же предполагает совершенно иную природу отношений, ибо влияние есть всегда взаимовлияние и имеет конструктивную природу в области географии, а соперничество переносится в область интеллектуально-культурную.

Геополитика рассматривает государство как основную единицу властных координат, накладывающихся на географические координаты. Однако именно государство теряет то свое влияние, которое можно было утверждать еще десяток лет назад как системообразующую основу любой политики. С появлением Интернет и современных сопутствующих ему средств коммуникации и стандартов роль государства быстро уменьшается за счет возрастания роли культуры вообще. Политика влияния говорит о культурных, а не о геополитических различия и концепциях. Не то чтобы географическое пространство или природные ресурсы, демографические, религиозные или иные аспекты исчезали - просто они перестают действовать именно в географических координатах, и действуя в иных координатах, координатах информационного, культурного пространства, начинают выдвигать на передний план политики влияния именно культурополитику.

Политика влияния должна быть сосредоточена не на геополитических, а на культурополитических аспектах. Если наука о политической власти была построена до сих пор на геополитике как "судьбоносном географическом рельефе", то нынешняя политика влияния должна исходить из судьбоносности культуры для той или иной территории и преобладающего значения интеллектуальных опережающих инициатив, которые оказывают предпочтительное и упреждающее влияние именно в силу своего опережения по времени, а не в силу своей экспансионистской природы. Старая политика основывается на геополитике и говорит о географически-государственных координатах власти - политика влияния основывается на культурополитике и говорит о интеллектуально-культурных координатах влияния. На место географических - интеллектуальные координаты, на место государственных - культурные, на место власти - влияние.

Предыдущие политические концепции отстаивали главенство геополитики в силу определенных аспектов:

- значение географического местоположения;

- значение истории территории для ее местоположения;

- значение природных и человеческих ресурсов как основное содержание силы власти;

- значение осознания самой геополитики для ее успешности.

Нынешний же мир изменился.

Географическое положение при современных средствах транспорта и коммуникации не имеет больше такого преобладающего значения, какое оно имело еще несколько десятков лет назад. Динамизм миграции нельзя уже измерять географическими показателями с появлением телефона, телевидения, интернет.

История, рассматриваемая в хронополитическом аспекте, может оборачиваться актуализацией как одного, так и другого времени, и для этой актуализации не обязательно как-то фальсифицировать историю или переписывать ее заново, для этого необходимо просто актуализировать в самой культуре ту ее часть, которая связана именно с хронополитически выбранным периодом истории.

Значение природных ресурсов сохраняется, но не имеет преобладающего влияния. Такое преобладающее влияние приобретает культура вообще, и интеллектуальный потенциал этой некоторой культуры в частности. Причем интеллектуальный потенциал рассматривается не в потенции идеи, не в содержании идеологии, а в содержании конкретных проектных инициатив, работающих на опережение и создающих собственное интеллектуальное смысловое пространство, принуждающее все окружающее географическое пространство, да и весь мир в целом работать внутри этого смыслового пространства. Так было при переходе к компьютеру как принципиально иному инструменту интеллектуализации культуры, так было и при переходе к интернет как принципиально иному инструменту интерсубъетивизации или интерактивизации интеллектуального пространства мировой культуры.