"ГРАЖДАНСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ" (часть - 5)

Мы остановились на середине девятнадцатого века. Философия вышла из университетов и продолжала свое развитие вне их, а также в форме литературы, которая по уровню развития в Европе стояла на первом месте вместе с французской и немецкой литературой.

Здесь очень интересное, но настолько огромное поле для исследования, что нет никакой возможности остаться в тех же рамках исследования. Мы намеренно сводим проблему только к рамкам Киевского университета, где попытаемся показать может быть очень маленькими штрихами смену поколений ученых-философов.

И здесь мы подходим к самой грустной части нашего изложения, ибо это время, предшествовавшее нам, и мы знаем, чем это закончилось. Мы назовем самых известных, кого удалось разыскать в книгах и сносках все еще белозапятнаной литературе.

В 1864 году ист.-филологический факультет университета закончил Драгоманов М.П., работал в Киеве (см.7). Поскольку его упоминают как философа, то такая же судьба постигла и всех последующих философов: не заканчивать философские, факультеты.

Преподаватели. Козлов Алексей Александрович (1831-1901), ок. Моск. ун-т, приват-доцент с 1876, проф. с 1884 невского ун-та. (7). Гиляров Алексей Никитич (1856-1938) ок. Моск. ун-т, проф. Киевского ун-та с 1887, акад. Укр. АН с 1922. (7). Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) проф. психологии и философии Киевского ун-та (1692-19О6). Причину смерти Гилярова и Челпанова не удалось установить. Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) ок. Моск. ун-т, приват-доцент Киевского ун-та (1901-1906), знакомство с Л.И.Шестовым и с Н.А.Бердяевым, с которым он издает журналы в Киеве. 17 декабря 1922 года выслан из Сов. России. 3еньковский Василий Васильевич (1881-?) доцент, затем проф. (с 1915) Киевского ун-та, белоэмигрант с 1919 года.

Ученики. Шестов Лев (Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938), ок. юр. фак. Киевского ун-та, С 1918 преподает в университете, в 1920(22-?) выслан из Сов. России. Бердяев Николай Александрович (1874-1948), ок. юр. (исключен за революционную деятельность) Киевский ун-т, печатается в Москве (с С.Н.Булгаковым), в 1922 году выслан из Сов. России. Шпет Густав Густавович (1878-1940), ок. (со второго раза) истор.-филологический факультет Киевского ун-та, один из созд. Акад. Художеств. наук., печатает философ. работы, репрессирован. Винниченко Владимир Кириллович (1880-1951), ок. юр. фак. Киевского ун-та, (исключен за рев. деятельность в 1903), писатель, общ. деятель, в 1920 был вынужден эмигрировать. Голосовкер Яков Эммануилович (1890-1967), ок. ист.-филологическое класс. отд. Киевского ун-та, писатель, философ, во время репрессии его архив сгорает, затем еще раз, он восстанавливает утраченное до конца жизни. Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-194О), ок. мед. фак. Киевского ун-та, писатель, затравленный критикой умер.

Вот так была уничтожена целая плеяда выдающихся писателей-философов своего времени, которые действительно могут представлять Киевскую школу философии. И эта утрата не только их уникальных знаний, но и утрата своих корней, без которых философия в Киевском университете не может быть восстановлена.

Мы же должны наконец сформулировать, что есть преемственность в истории развития науки и философии.

1) Удержание связи поколений; 2) Передача знаний, а также умений и навыков по развитию науки, которые не всегда можно описать и объяснить, но лишь передать; 3) Передача способа жизни (отношение к другим областям (политика, искусство), к семье и вопросам быта, выработка характера и нравственных принципов); 4) Вовлечение в среду общения с другими учеными, научение такому общению, а также приемам научного спора, полемики, передача языка науки, научение популяризации и адресованности своих произведений; 5) Научение организации научной деятельности, ее обеспечению.

Всего этого в той или иной мере мы лишились. Что было дальше, прекрасно показывает Г.И.Ханин в своей статье "Почему пробуксовывает советская наука." (5). А наш университет с недавнего времени студенты называют в разговоре школой. Вот что мы получили:

1) Школярство и отсутствие научного поиска, отсутствие научного журнала; 2) Отсутствие и дальнейшее уничтожение лучших людей на факультете в межклановых драчках; 3) Отсутствие знакомства с мировой философией, поголовное незнание иностранных языков преподавателями; 4) Неконцептуальное изложение лекций, неоригинальные научные работы; 5) Разделение науки на академическую (ин-т философии) и вузовскую и полнейшее отсутствие связей между ними (научных, а не учебных); 6) Отсутствие связей преемственности между преподавателями и студентами, личных внеучебных научных связей.

Есть все основания считать, что судьба науки покинула этот храм безделья. Если остаться с закрытыми глазами, то нам придется пережить полное исчезновение нынешней преподавательской популяции.