БАЗОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

БАЗОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Данная статья есть продолжение разговора, начатого нами в работе "Главная проблема рубежа тысячелетий в России", поддержанного многими авторами в журнале "Эксперт" - N1-2 за 1999 год и в последнее время приобретшего еще большую актуальность, учитывая все последние события в России.

Базовый политический процесс в стране выдает язык, мифы, повседневная риторика - он определяется типом целей, технологий и коммуникативных стратегий, применяемых профессиональными политическими технологами. Базовым политическим процессом на постсоветском пространстве является война. Правых с левыми, народа с властью, бандитов друг с другом, журналистов одних кланов с журналистами других кланов, самих кланов между собой.

Политические технологи могут либо поддерживать существующий базовый политический процесс, либо формировать новый. Большинство нынешних политических технологов поддерживают существующий базовый политический процесс. Более того, они делают это сознательно, упорствуя и оправдывая свой выбор отсутствием иных возможностей. Поддержка ими существующего базового политического процесса обусловлена их специфическим способом деятельности - оплачиваемым участием в избирательных кампаниях. Их технологии развиваются и применяются таким образом, что способствуют превращению политики в непрерывную избирательную кампанию. Благодаря этому постоянно поддерживается: 1) высокий уровень политизированности общественного сознания; 2) противостояние между социальными группами; 3) высокий уровень затрат на медиа-политику и соответственно влияние масс-медиа на общественное сознание.

Непрерывная избирательная кампания характеризуется тем, что системы коммуникаций строятся внутри базового политического процесса противостояния (войны). Коммуникация внутри противостояния (войны) порождает манипуляцию как базовый коммуникативный процесс медиа-политики. На манипуляционные действия власти через идеологию, пропаганду (черный PR) граждане отвечают попытками манипулировать властью через взятки и забастовочный шантаж. Однако взаимный характер манипуляции не уничтожает, а упрочивает манипуляцию в качестве базового коммуникативного процесса.

Выигрывая с помощью манипуляционных технологий выборы за выборами политические технологи получают тактическую победу, но проигрывают стратегически: в обществе утрачивается доверие к политике вообще. Граждане не могут разгадать все хитросплетения виртуальных технологий, но всегда чувствуют, что их обманули, тем самым отказывая в доверии власти и отказываясь поддерживать государство, базовым политическим процессом которого является война и противостояние, базовым коммуникативным процессом которого является манипуляция.

Политические технологи являются мародерами в социальной войне, которую поддерживают. Более того, непрерывная избирательная кампания постепенно институционализируется, что обнаруживается в изменении роли целых структур коммуникативного пространства: средства масс-медиа, к примеру, перестают выполнять коммуникативные функции и превращаются в органы силового давления государственной власти или теневых политических группировок.

Сама по себе война не имеет морального определения. Война - ни хорошо, ни плохо: по Клаузевицу война лишь продолжение политики иными средствами. Поэтому плоха не война, плоха такая политика, когда война ведется десятилетиями, а то и столетиями. При этом саму войну можно рассматривать как тактические военные действия или как стратегическую войну. Идущая ныне война в постсоветских странах - тактическая. И именно тактическая военная деятельность - выборы - превращена политическими технологами в стратегию. Стратегическими они называют также партизанские действия в уже проигранной холодной войне. "Партизаны холодной войны" продолжают вести партизанскую войну, которую уже проиграли. Вместо того, чтобы создавать новую армию, разрабатывать новую стратегию и начинать войну за осмысленное освобождение.

Помыслы и дела политических технологов обращены на поддержание противостояния: по поводу прошлого - они возрождают холодную войну (где США - враг номер 1), по поводу настоящего - войну одних групп или партий с другими. Но они не работают с содержанием будущего - и в этом их главный стратегический просчет. Стратегия будущего, стратегия третьего тысячелетия - социально-культурное проектирование - пока не рассматривается ими в качестве базового политического процесса.

Внутри стратегии по социально-культурному проектированию тоже возможны войны, но это войны иного содержания, с иными целями, с другой армией, с другими полководцами, с другим оружием и на другой территории. Базовый политический процесс социально-культурного проектирования предполагает иной базовый коммуникативный процесс - конвенциональную коммуникацию.

Изменение коммуникативной стратегии в обществе в целом связано с изменением в этом обществе базового политического процесса, а это в свою очередь может быть сделано только после изменения стратегии действий политических технологов, которая сегодня направлена на достижение превосходства в войне какой-либо из сторон, которая сделала им заказ. Речь идет о построении системы коммуникаций и соответствующего им базового политического процесса - социально-культурного проектирования.

Изменить базовый политический процесс - очень сложная задача. И в качестве первого шага предстоит изменение технологий работы политических технологов с заказчиками с точки зрения коммуникативной стратегии и создания принципиально нового базового политического процесса. Вначале нужно прийти об этом к согласию в среде самих политических технологов, затем это обсудить в форме публичной дискуссии с более широкой аудиторией, затем политическим технологам нужно добровольно отказаться от контрактов, поддерживающих старый базовый политический процесс, приступив к проектам, поддерживающим принципиально иной базовый коммуникативный процесс и формирующим принципиально иной базовый политический процесс. А это уже вопрос миссии, вопрос идеологии, вопрос осмысленного отношения к политике, стоящей над простым заработком денег.

Нам нужно не просто перезаключение общественного договора, а перезаключение общественного договора внутри принципиально иного базового политического процесса, внутри принципиального иного базового коммуникативного процесса, внутри принципиально иной системы институционализации самих политтехнологов. В значительной степени развитие этого процесса зависит от способности политических технологов отказаться от личных амбиций в пользу того, чтобы услышать друг друга, а услышав, создать среду публичных дискуссий, среду глобальных консультаций. Это вопрос создания сферы публичной политики, запуска делиберативного процесса, институционализации конвенциональной коммуникативной стратегии в открытых механизмах медиа-политики...