"ГРАЖДАНСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ" (часть - 3)

И созданный Ломоносовым университет с философским факультетом начинает с приглашения зарубежных ученых. Но эти ученые в области философии (как, например, Фроман и Шаден) невысокого пошиба. Русских профессоров было негусто: проф. Барсов требовал богословского познания истины, Н.Н.Поповский ратовал за философию на русском языке.

Насаждение нужной философии и запрещение свободного философствования - вот приметы того времени. Неоригинальные философствования Н.И.Новикова, М.М.Щербатова, того же Радищева, более оригинальная, но лишенная связи с проблемами европейской философии философия Сковороды.

"...Восемнадцатый век не оставил новому ни философского наследства, ни даже философского завета. Девятнадцатый век и свою приобретательскую, и свою творческую работу должен был наладить собственными усилиями." (9, 96). Почему же так? Г.Г.Шпет не разбирает этот вопрос специально, более того, даже многие исторические аспекты у него отсутствуют.

На наш взгляд, причины эти следующие. 1) Насаждение в университетах нужной правительству философии, вследствие чего свободное философствование (иначе не скажешь) вынуждено было стать в оппозицию к правительству; но оно же таким образом лишалось возможности издавать свои произведения, иметь свои школы, т.е. сохранять свою преемственность; 2) Невежество даже лучших представителей, отсутствие их связи с европейской философией; Самое же главное: 3) Отставание развития России от такого же в Европе, в силу чего европейские идеи не могли быть адекватно восприняты, а имеющаяся своя философия всякий раз оказывалась отброшенной и потерявшей свою преемственность, когда России все-таки приходилось догонять Европу и пересаживать на свою почву чужие идеи, что случалось раз в сто лет вначале каждого века начиная с XVIII. Так было вначале восемнадцатого века во время петровских преобразований. Так было во время после Великой французской революции и наполеоновского похода вначале девятнадцатого века. Так было и вначале двадцатого века после Великой Октябрьской. (С той разницей, что последний раз философия в России была неразрывно слита с литературой, и сталинизму пришлось уничтожать заодно и литературную преемственность).

Для общего взгляда на историю не хватает только крещения Руси и татаро-монгольского нашествия, которое было внешней, мало зависящей от России, причиной. Но таким образом Европа оказалась более способной при всех ее революциях удержать свои традиции, прежде всего в истории, и затем в философии в частности, получив как результат немецкую классику. Россия же с ее историей вприпрыжку получила пародию на философию. Даже тогда, когда последняя в виде литературы родила таких титанов как Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой, сметающий вихрь воинствующего марксизма начал снова скачек в истории, оказавшись на неподготовленной почве, перерос в сталинизм и уже в таком виде расправился снова с философией этих титанов, как впрочем и со всеми философскими традициями. Началось прозябание философии марксистских догм.

Но вернемся назад. Век ХIХ. Вся история русской философии просвечивает у Шпета через связи живых людей, через связи поколений. Он показывает также и взаимоотношение официальной и неофициальной философии, собственно философии и литературы, политики и науки. Мы здесь ограничимся лишь кратким изложением связей и условий для развития философии.

Вначале ХIХ века правительство реформирует Московский университет, создает Харьковский и Казанский, реформирует и учреждает духовные академии, приглашает ученых из-за границы - казалось с началом царствования Александра I приходит век просвещения. Но это было не так.

Московский университет. И.И.Давыдов (адъюнкт Брянцева, работавшего в этом университете), поставивший вопрос о возможности философии как науки, не оставивший после себя школы последователен, но оказавший влияние на следующих представителей философии.

Многие профессора вынуждены были уйти с кафедр университета в журналистику (Погодин, Шевырев, Грановский), но все они не были философами.

Ришельевский лицей в Одессе (учрежденный в 1817 году, преобразованный в университет в 1862 году). К.3еленецкий, испытавший влияние Давыдова, оставивший намного меньший след.

Харьковский университет. Иоганн Баптист Шад, последователь Фихте и Шеллинга, имевший определенное влияние популяризацией этих философов, но, высланный из университета и из России, не оставил своих учеников.

Казанский университет. Лев Левицкий, окончивший Московский университет, А.С.Лубкин, О.Е.Срезневский, архимандрит Гавриила, которого напрасно иногда называют первом русским историком философии, потому как пока никакой русской философии не было.

"Таким образом, в университете Харьковском философия была уничтожена в зародыше, в Казанском не допустили и до образования зародыша. Значение обоих новых университетов, для нашего философского развития оказалось ничтожным." (9, 132).

Петербургский университет, открытый в 1819 году. Д.М.Велланский, который, хоть и не был философом, но сумел вызвать интерес к философским основам науки через преподавание специальных наук в новом духе и подготовить почву для распространения идей нового немецкого идеализма А.И.Галичем, который уже был философом, но преподавал в университете не долго; так уже после "системы очищения" университета апологет А.А.Фишер не смог возродить философию.

Купить мужские деловые костюмы в Киеве.